Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (23), 2010

Формирование и реализация инвестиционной стратегии макрорегиона в контексте теории устойчивого развития

Formation and implementation of the investment strategy in the context of the macro-region of the theory of sustainable development

Авторы


кандидат экономических наук, доцент
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
sveta.galachieva@list.ru

Аннотация

В статье обосновывается необходимость системного подхода к формированию и реализации инвестиционной стратегии макрорегиона. Автором предложена стартовая база формирования и развития инновационной стратегии на Юге России.

Ключевые слова

инвестиции, макрорегион, стратегия, инвестиционная политика хозяйствующие субъекты, потенциальный эффект, теория устойчивого развития, ассиметрия экономического потенциала.

Рекомендуемая ссылка
Галачиева С.В.
Формирование и реализация инвестиционной стратегии макрорегиона в контексте теории устойчивого развития// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (23). Номер статьи: 2303. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2303/
Authors

Galachieva S.V.
PhD, Associate Professor
Kabardino-Balkar State University named after H.M. Berbekov
sveta.galachieva@list.ru

Abstract

In article necessity of the system approach to formation and realisation of investment strategy of macroregion is proved. The author offers starting base of formation and development of innovative strategy in the south of Russia.

Keywords

investments, macroregion, strategy, the investment policy managing subjects, potential effect, the sustainable development theory, ассиметрия economic potential.

Suggested Citation
Galachieva S.V.
Formation and implementation of the investment strategy in the context of the macro-region of the theory of sustainable development. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (23). Art. #2303. Date issued: 2010-09-25. Available at: http://eee-region.ru/article/2303/

Print Friendly, PDF & Email

Современный этап функционирования российской экономики характеризуется стабилизацией основных макроэкономических показателей и требует разработки основных направлений социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Научные представления о целях развития, возможностях выбора путей их достижения, механизмах реализации принимаемых решений находят воплощение в стратегии развития хозяйствующих субъектов разных уровней организации и управления.

Необходимость системного подхода к формированию и реализации стратегии развития предполагает ее разработку по различным направлениям экономической деятельности, в том числе инновационную, инвестиционную, финансовую, промышленную, а также применительно ко всем уровням экономической системы. В соответствии с задачами, стоящими перед российской экономикой по продолжению экономического роста на новой качественной основе, проведению структурной перестройки, усилению инфраструктуры, решению жилищной проблемы, актуальность приобретает создание многоуровневой инвестиционной стратегии, в которой особое место занимает макрорегион (федеральный округ).

В условиях сохраняющегося дефицита инвестиционных ресурсов стратегическое государственное регулирование переносит «центр тяжести» на уровень макрорегионов, каждый из которых имеет свою природно-климатическую, экономическую, социальную специфику. Поэтому при разработке и реализации макрорегиональной инвестиционной стратегии следует опираться на накопленный научный и практический опыт управления инвестиционным процессом в региональном экономическом пространстве и учитывать особенности каждого макрорегиона.

Особое значение инвестиционная стратегия имеет для Южного макрорегиона России, характеризующегося ярко выраженной асимметрией экономического потенциала регионов и высоким уровнем социально-экономической дифференциации их населения, расширением ареалов бедности и депрессивности, обострением хронических и новых межрегиональных противоречий [1].

Первоочередной задачей инвестиционной стратегии Юга России является создание благоприятных условий для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций и эффективного механизма их использования в целях усиления производственного потенциала каждого региона в составе округа как основы дальнейшего развития приоритетных сфер экономики и жизни общества.

Инвестиционная стратегия выступает как система разносрочных целей, приоритетов, ориентиров и пределов (императивов) инвестиционной деятельности, задающая траекторию развития хозяйственной системы. На практике инвестиционная стратегия развития макрорегиона должна представлять собой комплекс взаимосвязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, отдельных проектов и непрограммных мероприятий, обеспечивающих синергический эффект при решении системных проблем экономического роста.

Макрорегиональная инвестиционная политика представляет собой устойчивую форму долгосрочного управления инвестиционными процессами в федеральном округе (привлечением, освоением и осуществлением инвестиций), порождающая разветвленную систему его отношений с федеральным центром и другими регионами, в том числе зарубежными.

Сложность стратегического управления инвестиционными процессами на макрорегиональном уровне состоит в том, что оценка альтернативных вариантов инвестиционных решений, наиболее полно соответствующих осуществляемой экономической стратегии, связана со значительными трансакционными издержками. Эволюционное представление об инвестиционной стратегии связано с учетом ее объективного устаревания (износа) с течением времени, необходимостью периодической корректировки в соответствии с изменением внешних условий и появлением новых возможностей роста макрорегиона, его субъектов или страны в целом.

Исходным обязательным пунктом (атрибутом) инвестиционной стратегии является введение в макрорегиональный хозяйственный механизм новой модели желаемого состояния экономики округа, на основе которой разрабатывается дифференцированная по регионам система приоритетов, ориентиров и ограничений инвестиционного процесса; формируется динамичный комплекс («дерево») целей; определяются ресурсы и резервы их достижения; устанавливаются формы использования средств, методы и инструменты государственного регулирования; производится оперативный контроль и периодический многокритериальный мониторинг результатов осуществления стратегии; вносятся необходимые коррективы в исходную модель.

Макрорегиональная инвестиционная стратегия должна базироваться на общих принципах государственной инвестиционной стратегии России с учетом региональных особенностей. Конкретизация инвестиционной стратегии во времени ее реализации предполагает установление четкой последовательности ее реализации, этапов, конкретных сроков достижения отдельных целей и стратегических задач. В процессе этой конкретизации обеспечивается внешняя и внутренняя синхронизация процесса стратегического регулирования инвестиционного процесса во времени, соответственно, с общей стратегией социально-экономического развития страны и прогнозируемыми изменениями конъюнктуры регионального инвестиционного рынка, с одной стороны, а, с другой, согласование временных параметров реализации отдельных направлений инвестирования между собой и с формированием необходимых для этого инвестиционных ресурсов. Тем самым будет обеспечена реальная сбалансированность расширенного макрорегионального воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длинными. Это позволит восстановить устойчивое накопление в экономике округов и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет интенсификации наукоемкого технологического базиса.

Пространственная конкретизация инвестиционной стратегии макрорегиона заключается в выделении стратегических зон инвестирования; учете депрессивных зон и очагов бедности; оптимизации территориального размещения экономических ресурсов и региональной диверсификации хозяйственной деятельности; идентификации «точек роста» и санации неэффективных предприятий и производств; стимулирование образования кластеров и «зон роста»; увеличение рабочих мест внутри региона и способствование развитию малого бизнеса; повышение экспортной ориентации макрорегиональной экономики и обеспечение импортозамещения; улучшение экологической ситуации и сокращение ареалов загрязнения [2].

Одним из концептуальных подходов к определению пространственных приоритетов инвестиционной деятельности является идентификация и развитие «точек роста» макрорегионального хозяйственного комплекса, т.е. отраслей, подотраслей, микрозон и отдельных предприятий, реализующих стратегически значимые в масштабе округа инвестиционные проекты и программы. При этом необходимо принять во внимание две основные современные тенденции: 1) небольшой размер большинства предприятий и организаций, их низкая мобильность и локализация деловой активности в пределах «своего» региона; 2) незначительная продолжительность времени функционирования большинства региональных предприятий, ведущая к дефициту нематериальных активов («goodwill» и т.д.). В этой связи должна быть повышена роль государства в формировании инвестиционного климата, повышении доступности программных инвестиционных продуктов и кредитов для малых и средних предприятий, в частности, за счет усиления институтов краткосрочного микрокредитования [3].

Инвестиционная стратегия макрорегиона должна воплотиться в системе задельных проектов и программ (научных, инновационных и производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты сбыта.

Для каждого региона должен быть разработан свой блок инвестиционных приоритетов, направленных на развитие «отстающих» факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня хозяйственных рисков, поддержку отраслей специализации региона и диверсификацию структуры его хозяйства с целью снижения зависимости от состояния доминирующей отрасли (моноотраслевые города и районы). Общие макрорегиональные приоритеты важно связать с задачами восстановления межрегиональных связей, минимизации негативных эффектов хозяйственной разобщенности регионов и противостояния вызовам глобализации.

Приоритетными направлениями инвестиций в инновационное ускорение развития макрорегионов являются: развитие магистральных инженерных сетей и головных сооружений (водо-, газо- и энергоснабжение, телекоммуникации); создание макрорегиональных сетей крупнооптовой торговли; модернизация потребительских рынков и предприятий на территориях, прилегающих к федеральным и другим значимым автомобильным и железным дорогам; стимулирование образования сетей бизнес-инкубаторов, технопарков, площадок опытного производства, в особенности технополисов как территорий для объектов производственных инвестиций с подведёнными инженерными сетями, транспортными коммуникациями и услугами складского хозяйства. Следует учесть, что низкий уровень интенсивной и экстенсивной загрузки, а также высокая степень износа основных производственных фондов и недостаточная материально-техническая база для инноваций являются тормозящими факторами инвестиционного процесса. Поэтому особенно высока роль государства в активизации использования бизнесом механизмов лизинга технологий.

Наряду с инновационным вектором инвестиционной стратегии макрорегиона, необходимо сделать акцент на подтягивании «слабых мест». В частности, необходимо «обгоняющее» развитие сферы материального производства (МП), АПК и экологической ситуации (ЭС) по сравнению с темпами роста макрорегионального валового продукта (МРВП). Такое соотношение следует утвердить законодательно:

ΔАПК, ΔМП, ΔЭС > ΔМРВП                                                                   (1)

В числе приоритетов макрорегиональной инвестиционной стратегии обязательно должно быть отражено развитие депрессивных территорий, в которых процесс адаптации к рыночным условиям затянулся и принял превращенные формы хозяйственного обособления, центробежного тяготения и стагнирующей динамики на подорванной материально-производственной базе. Целесообразно предусмотреть в стратегии инновационные методы и механизмы стимулирования частных инвесторов к размещению производительных сил в слабо развитых и периферийных районах округов. К возможным методам мобилизации потенциала эндогенного развития депрессивных районов можно отнести активизацию их целевой государственной поддержки, стимулирование сферы услуг (льготы, дотации и др.), режим максимального благоприятствования малому предпринимательству, создание специальных зон хозяйствования.

В каждом федеральном округе России должна быть в сжатые сроки разработана научно обоснованная, основанная на мировом и отечественном опыте макрорегиональная инвестиционная стратегия, которая должна быть подчинена генеральной цели формирования единого экономического пространства страны.

Темп инвестиционной активности в Южном макрорегионе в 2009 г. составил примерно 5%, что почти в два раза ниже среднероссийского уровня. При этом наблюдается выраженная дифференциация субъектов Юга России по значениям этого показателя: в Волгоградской области, Дагестане и Карачаево-Черкесии темпы роста составили 29-36%, а в Ингушетии — более 85%. Однако республики Южном макрорегиона сохраняют статус реципиентов федерального бюджета, формируя за счёт трансфертов 50-85% своих бюджетов. Сохраняется существенная межрегиональная асимметрия инвестиционной привлекательности и рискованности. Сложились своеобразные инвестиционные «анклавы»: в республике Северная Осетия-Алания иностранные инвестиции не осуществлялись, по крайней мере, в течение шести последних лет, схожая ситуация наблюдается в Чечне и Ингушетии.

Инвестиционная стратегия Южного макрорегиона призвана в среднесрочной перспективе преодолеть эти негативные тенденции, основой чего должна стать опора на ключевые региональные компетенции — уникальные способности южнороссийских регионов, обеспечивающие их конкурентоспособность. Необходимо учитывать динамичность изменения этих компетенций, их устаревание и смену.

В этой связи определение макрорегиональных инвестиционных приоритетов должно исходить не только из оценки инвестиционной привлекательности входящих в округ регионов, поскольку тем самым игнорируются новые и зарождающиеся региональные компетенции, а дается только их текущий «срез».

К числу наиболее распространенных недостатков в разработке и реализации инвестиционных программ и проектов на Юге России относятся:

  • в большинстве случаев не соблюдаются сроки реализации и объемы финансирования, наблюдается несоответствие получаемых результатов декларированным целям, многие проекты остаются незавершенными;
  • содержание мероприятий в рамках инвестиционных программ и проектов часто значительно меняется в процессе их осуществления, что не позволяет достичь поставленных целей и повышает уровень неопределенности хозяйственной деятельности;
  • остается слабым уровень научной обоснованности программных и проектных мероприятий в части их народнохозяйственной эффективности и масштабов ресурсного обеспечения;
  • недостаточна координация участников инвестиционных программ (проектов), низко качество менеджмента, неэффективны механизмы обеспечения ответственности исполнителей за реализацию проектов;
  • отсутствует авторитетная публичная экспертиза программных и проектных разработок, низок уровень научно-методического обеспечения разработки и обоснования программ и проектов.

Одной из проблем формирования эффективной инвестиционной стратегии Северного Кавказа является отсутствие четких ориентиров для частных инвесторов. Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между установленными региональными администрациями приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов.

В большинстве регионов Юга России разработка инвестиционных программ и проектов должна исходить из объективной ограниченности собственных и привлеченных инвестиционных ресурсов и необходимости их концентрации на принципиально важных направлениях стратегического развития, т.е. базироваться на принципе приоритетности, предполагающем сокращение номенклатуры программ и проектов до уровня возможностей реального финансирования. Принцип комплексности макрорегиональной инвестиционной стратегии предполагает, что проекты должны вписываться в концепции и стратегии социально-экономического развития субъекта Федерации и федерального округа. Принцип концентрации не допускает распыления инвестиционных ресурсов по множеству слабосвязанных объектов. Инвестиции должны быть сконцентрированы на строго ограниченном перечне объектов, обладающих наибольшим потенциалом обеспечения стратегических преобразований макрорегионального хозяйства (его отдельных сфер, комплексов или сегментов), высокой социально-экономической эффективностью и связанных с высокими технологиями.

Важно преодолеть сложившиеся стереотипы региональной инвестиционной политики. Чрезмерная ориентация на развитие импортозамещающих производств представляет собой дорогостоящий и длительный путь укрепления инвестиционного потенциала. С другой стороны, развитие экспортно-ориентированных и уже достаточно конкурентоспособных отраслей экономики многих регионов Юга России способно быстрее обеспечить наращивание необходимого потенциала. Необходимым условием этого является стратегическое программирование соответствующих действий со стороны органов власти макрорегиона.

Сомнительно, что приоритетное развитие на Юге России должны получить отрасли и производства, продукция которых отличается относительно высокой трудоемкостью, что якобы будет способствовать повышению уровня использования человеческих ресурсов макрорегиона. Действия в этом направлении представляются стратегически неверными, поскольку они консервируют отсталую трудоемкую структуру макрорегионального хозяйства и повысят издержки ее трансформации в будущем.

Потенциально эффективным вектором инвестиционной стратегии Южного макрорегиона является осуществление экспортоориентированной инновационной стратегии, предполагающей вложение капитала в развитие фундаментальной и прикладной науки, высокотехнологичных производств, экспорт разработанных технологий и произведенной наукоемкой продукции с дальнейшим реинвестированием валютной выручки в региональные хозяйственные системы.

Применительно к северокавказским республикам Юга России в качестве «точек роста» могут выступать инициируемые государством крупномасштабные инвестиционные проекты, связанные с новым строительством, развитием региональной инфраструктуры, модернизацией производственной базы, развитием наукоемких производств, массовой информатизацией, созданием новых рабочих мест квалифицированного труда.

К перспективным отраслям специализации Южного макрорегиона относятся производство продуктов питания (28,6% в структуре объема промышленного производства ЮФО, 2009г.) и развитие консервной промышленности, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, электроэнергетика, строительство, эксплуатация источников минеральных вод, а также использование курортно-рекреационного потенциала и развитие туризма. Необходимо активизировать инвестиционные потоки в эти отрасли для повышения качества производимой ими продукции, укрепления ее статуса и широкого информирования о них бизнес-сообщества России.

Применимой для южнороссийских хозяйственных реалий является используемая в западных странах при осуществлении сырьевых проектов модель финансирования под будущие поставки продукции, в частности, схемы ВОТ («build — operate — transfer», «стро-ить — эксплуатировать — передавать») и BOOT («build — own — operate — transfer», «строить — владеть — эксплуатировать — передавать»), предполагающие при-влечение иностранных инвестиций.

Важно обеспечить доступное информирование предпринимательского сообщества макрорегиона о стандартах отчетности, требуемых иностранными инвесторами, создать при внешнеэкономических службах (отделах) региональных администраций хозрасчетные центры помощи в оформлении необходимой документации на иностранных языках.

Необходимо активизировать на макрорегиональном уровне функцию инвестиционного маркетинга, заключающуюся в комплексной поддержке целей стратегического развития регионов округа посредством рекламы и продвижения (PR) имеющихся инвестиционных предложений.

Необходимыми слагаемыми успеха инвестиционного маркетинга Юга России могут стать эффективная сегментация инвестиционного рынка и выбор пакета целевых сегментов, разработка макрорегионального инвестиционного портала как виртуальной площадки взаимодействий проектантов и потенциальных инвесторов, его информационное наполнение и постоянная актуализация. Пока что эта функция остается недостаточно задействованной, а бумажные каталоги инвестиционных предложений обладают низкой доступностью и мобильностью в сравнении с электронными. В результате многие инновационные разработки, отвечающие мировым стандартам, остаются нереализованными.

При разработке механизма реализации инвестиционной стратегии макрорегиона следует учитывать, что в современных условиях конкурируют, как правило, не отдельные предприятия, а группы взаимодействующих фирм разной отраслевой ориентации — региональные кластеры. Одним из преимуществ развития кластеров является их огромное влияние на малый бизнес, субъекты которого работают на условиях аутсорсинга, когда крупные предприятия кластера концентрируются на ключевых направлениях, а вспомогательные работы передаются мелким фирмам. Основу потенциальных кластеров Южного макрорегиона могут составить цветная металлургия, производство продуктов питания и напитков, строительных материалов, новых материалов и особых сплавов, металлообработка, производство оборудования и приборов, поскольку эти отрасли требуют кооперации многих производств и предприятий разного масштаба. Необходимо учесть опыт астраханского агропромышленного кластера и некоторых других подобных проектов на Юге России.

К наиболее перспективным объектам инвестирования Южного макрорегиона относится строительный комплекс. Это связано с эффектом локальной «привязки» инвестиций, когда вложенные в недвижимые объекты средства не могут впоследствии «утечь» за пределы макрорегиона. Это особенно важно в связи со все еще значительными масштабами «оттока» капиталов из страны, хотя темпы этого процесса постепенно снижаются.

Высокая рентабельность инвестиций в строительную индустрию более, чем вероятна. По объемам строительства жилья ЮФО стабильно занимает третье место в России (13,8% от общего объема, 2009 г.), причем 66,5% объектов возводиться индивидуальными застройщиками (в среднем по стране — 40,3%). В большинстве регионов округа наблюдается высокая строительная активность.

Органы стратегического управления макрорегиона должны своевременно подключиться к регулированию этого процесса. Целесообразно возобновить советскую практику планирования градостроительства и переустройства, усилить городской дизайн, повысить уровень публичности при принятии значимых решений в этой области. Соответствующие программные документы должны стать основой инвестиционной стратегии развития строительного комплекса Юга России.

В среднесрочной перспективе должны произойти качественные изменения строящегося и реконструируемого жилья. Будет осуществлен переход к проектированию и строительству энергоэффективных домов из экологически чистых материалов и конструкций, повысится уровень экологической безопасности жилой застройки, расширится до 50% и более объем строительства частных семейных жилых домов в пригородных зонах и в сельской местности.

Однако для решения проблемы социального, в том числе бесплатного жилья явно недостаточным является существующий жилищный фонд: в 2009 г. на Юге России получили бесплатное жилье лишь 2,4% семей, состоящих на учете (очереди), тогда как в среднем по РФ — 5,2%. Необходимы инновационные решения в этой сфере общественных отношений, т.к. именно отсутствие недвижимого имущества препятствует формированию в южных регионах стабильного среднего класса и повышает уровень социальной напряженности. Нужна программа массового и долгосрочного ипотечного кредитования, важно обеспечить государственное участие в дотировании ставок по кредитам, которые остаются чрезмерно высокими. Приоритетом жилищного строительства на Северном Кавказе должно стать возведение домов класса «эконом» и именно этот сегмент инвестиционного рынка должно активно стимулировать государство.

Строительный комплекс в силу уникального сочетания функций стимулятора и локомотива промышленного роста способен стать площадкой апробации инновационных технологий стратегического управления инвестиционным процессом в Южном макрорегионе.

Таким образом, становление российской инновационной стратегии не может быть осуществлено без поддержки всего процесса от идеи, научного открытия и разработки новшеств, нововведений до выхода их на рынок с учетом маркетинговых исследований потребности в инновациях, обеспечивающих получение экономического эффекта.

Представлена стартовая база формирования и развития инновационной стратегии на Юге России, которая оценена как достаточно низкая, но позволяющая добиться конкурентоспособности в нескольких макротехнологиях мирового уровня при определенных условиях разработки системы организационно-экономических механизмов, которые способствовали бы ускорению развития инновационного процесса.

Библиографический список:

  1. Тихомирова, Е.И. Экономический рост и конкурентоспособность Российских регионов [Текст] / Тихомирова Е.И. Издательство Самарского государственного экономического университета, 2006.
  2. Wyckoff A., Colecchia, A. The Economic and Social Impact of Electronic Commerce (Organisation for Economic Co-Operation and Development (OECD),
  3. http://www.nonlin.ru/node/190

Инвестиции и инновации