Главная страница » Публикации » №2 (22) » Прогнозная оценка перспектив развития пенсионного страхования в республике Марий Эл

Прогнозная оценка перспектив развития пенсионного страхования в республике Марий Эл

Prognostic assessment of the prospects of development of pension insurance in the Republic Mari El

Авторы

Захаров Игорь Николаевич
аспирант
Марийский государственный университет
zaxar.work@inbox.ru

Аннотация

В работе дается анализ современного состояния пенсионной системы Республики Марий Эл: положительные и негативный стороны, тенденции. На основании этого делается попытка прогнозирования развития пенсионной системы. Даются предложения по созданию концепции, направленной на стабилизацию пенсионной системы.

Ключевые слова

Пенсионный фонд, прогноз развития, стабильность пенсионной системы.

Рекомендуемая ссылка

Захаров Игорь Николаевич

Прогнозная оценка перспектив развития пенсионного страхования в республике Марий Эл// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (22). Номер статьи: 2203. Дата публикации: 30.06.2010. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/2203/

Authors

Zakharov Igor Nikolaevich
postgraduate
Mari State University
zaxar.work@inbox.ru

Abstract

The analysis of the current state of the Mari El pension system is performed in the article: its benefits and challenges as well as trends. Based on this analysis an attempt is made to project the development of the pension system. Strategy proposals aimed at stabilization of the pension system are put forward.

Keywords

the Pension fund, the development forecast, stability of pension system.

Suggested Citation

Zakharov Igor Nikolaevich

Prognostic assessment of the prospects of development of pension insurance in the Republic Mari El// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (22). Art. #2203. Date issued: 30.06.2010. Available at: https://eee-region.ru/article/2203/ 

Print Friendly, PDF & Email

Создание Пенсионного фонда России стало вехой в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию.

Возросшая зависимость пенсионной системы от демографических факторов, катастрофически низкий уровень жизни пенсионеров, неустойчивое финансовое положение пенсионной системы, привели к необходимости реформирования пенсионного страхования в 2002 году.

Основными задачами реформы были заявлены: достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Однако переход на модель на основе ЕСН привел к снижению уровня пенсионного обеспечения и неспособности бюджета ПФР обеспечить выполнение социальных обязательств без дотаций федерального бюджета.

Следующим  этапом реформирования пенсионного обеспечения стало принятие закона, регулирующего уплату страховых взносов в пенсионный фонд. С 2010 года единый социальный налог заменяется страховыми взносами в бюджеты пенсионного фонда, фонда социального страхования. Данная реформа позволит решить часть проблем в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Прежде всего: наполнение бюджета ПФР, повышения ответственности работодателя, прямое начисление средств на лицевые счета работников.

Принципиальное влияние на положение дел в пенсионной системе оказывают два показателя: демографическая и макроэкономическая ситуации в стране.

Рассмотрим состояние пенсионной системы на примере Республики Марий Эл.

В основу анализа и прогноза легла демографическая модель, разработанная Пенсионным Фондом РФ и адаптированная на Республику Марий Эл. Прогнозная оценка развития региона соответствует концепции демографической политики РФ на период до 2025года, согласно которой к концу 2025 года предполагается обеспечить увеличение численности населения России до 145 млн. чел, увеличение продолжительности жизни до 75 лет, увеличение коэффициента рождаемости в 1,6 раза, снижение уровня смертности в 1,6 раза.

На 1 января 2010 года численность получателей пенсий по РМЭ составила 187751 человек. Ожидается сохранение тенденции к увеличению численности пенсионеров. На конец прогнозного периода численность получателей пенсионного обеспечения составит 183951 человека. Рост числа пенсионеров связан, в первую очередь, с достижением пенсионного возраста граждан, постановке на учет по инвалидности и прибытием пенсионеров из других республик.

Основные социально-демографические показатели представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Прогнозные оценки численности постоянного населения, пенсионеров, плательщиков пенсионных взносов в РМЭ, коэффициента демографической нагрузки.

Год (на 1 января) 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Постоянное население (чел.) 701,7 700,7 700,1 700,1 700,4 701,0
Пенсионеры (чел.) 171,1 171,7 174,0 176,9 180,2 183,9
Трудоспособное население (чел.)

466,0

462,7

457,9

452,1

446,3

440,0

Коэффициент демографической нагрузки 531 542 558 578 600 625

В соответствии с результатами проведенного прогноза демографическая ситуация в Республике практически не улучшится. Численность постоянного населения в 2013 года составит 701087 человек, это на 0,128% больше чем в 2010 году. Число всех пенсионеров увеличится с 171161 человека в 2010 году до 183951 человека в 2013 году. Рост числа пенсионеров составит 7,5 %. Увеличение численности пенсионеров произойдёт, в первую очередь, за счет роста числа пенсий по старости, тогда как количество пенсии по инвалидности и по потере кормильца сократится. При этом численное неравенство различных демографических когорт приведет к тому, что доля досрочных пенсионеров в общей численности пенсионеров по старости несколько сократится.
Численность трудоспособного населения, убывавшая в 2005–2007 года, сохранит тенденцию к снижению. Если в 2010 году численность трудоспособного населения составила 457948 человек, то в 2013 году ожидается снижение до 440046 человек. Сокращение составит 4,07%.

К концу прогнозного периода резко возрастёт коэффициент демографической нагрузки. Нагрузка трудоспособного населения лицами нетрудоспособного усилится, что влечёт за собой ухудшение социально-демографической обстановки в регионе.

Итак, в ближайшем будущем прогнозируется сокращение численности постоянного и трудоспособного населения РМЭ, рост количества пенсионеров. Демографическая нагрузка трудоспособного населения продолжит увеличиваться. Влияние фактора старения населения усилится уже к концу прогнозного периода (2013 г.). Хотя его последствия еще не будут столь драматичными, но они могут оказать воздействие на финансовую устойчивость пенсионной системы Республики. Поэтому, учитывая нарастающие темпы старения населения региона, игнорировать демографический фактор нельзя, и задача ослабления зависимости пенсионной системы от этого фактора крайне актуальной.

Вторая группа показателей характеризует макроэкономическую ситуацию: это прогноз роста заработной платы, пенсий, прожиточного минимума пенсионера, ВВП, инфляции, безработицы , миграции (таблица 2).

Таблица 2 — Основные показатели пенсионного обеспечения РМЭ

Год (на 1 янв.) 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Размер пенсии (руб.) 3294,35 4046,73 5499,99

5842,54

6331,60

6906,04

Размер з/п (руб.) 10534,4 11187,0 12082,0 13169,0 14486,0 15554,0
ПМП (руб.)

2468,00

2997,00

3388,00

3605,0 3925,0 4245,0
Соотношение пенсии и ПМП (%) 133,48 135,0 162,34 162,06 161,31 162,69
Коэффициент замещения (%) 31,27 36,17 45,52 44,37 43,71 44,40

Размер пенсий за отчетный период увеличился в среднем на 1102,82 руб. и на 1 января 2010 года размер назначенной пенсии составил 5499,99 рубля. Величина прожиточного минимума пенсионера по республике на 1 января 2010 года сложилась в сумме 3388,0 руб.

Соотношение среднего размера трудовой пенсии к величине прожиточного минимума пенсионера составило на 01.01.2008 г. – 133,48%, на 01.01.2010 г. – 162,06%.

Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии собственными поступлениями средств в 2009 году ОПФР по РМЭ составила 56,5 %. Это на 14,6% меньше, чем в  2008 году.

За прошлый год расходы ОПФ РФ по РМЭ составили 12326,9 млн руб (102,6%). Последние шесть лет расходная часть бюджета ПФ РМЭ значительно превышает доходную, то есть Республика Марий Эл является дотационным регионом. Дефицит погашается за счет средств, выделенных ПФР.

Повышение благосостояния пенсионеров – основная публично заявленная цель Пенсионного Фонда. Действительно, в прогнозируемом периоде основные показатели пенсионного обеспечения увеличатся. Так по результатам прогноза размер средней пенсии в РМЭ к 2013 году возрастет до 6906,04 рубля. Сохранится и положительная динамика увеличения размера заработанной платы. К 2013 году средняя заработанная плата по РМЭ будет составлять 15554,0 рубля.

Однако помимо увеличения размера пенсии растет и прожиточный минимум пенсионера. В 2008 году соотношение средней пенсии к ПМП составило катастрофические 133,48%. В последующие годы этот параметр значительно вырос. В 2010 году соотношение составило 162,34%. Однако, на фоне роста цен, повышения тарифов жкх, ситуация в этом случае не выглядит оптимистичной.

Кроме того, коэффициент замещения пенсией утраченного заработка в Республике катастрофически мал, и как следствие снижается уровень жизни получателей трудовых пенсий. По итогам 2008 года он составил 31,27%. При этом в странах западной Европы этот коэффициент держится на уровне 60%. Сокращение доходов новоиспеченных пенсионеров в 2013 году на 55,6% выглядит ужасающе.

Несмотря на положительную динамику роста размера з/п, пенсионных выплат, улучшение благосостояния пенсионера не произойдет. Рост цен на продукты питания, товары первой необходимости, одежду, коммунальные платежи не позволит размеру пенсий превысить прожиточный минимум пенсионера более чем на 15%. Также, не смотря на рост основных макроэкономических показателей, сохранится дефицит бюджета ПРФ.

Итак, прогнозные оценки показывают, что очень высока вероятность того, что начиная с 2008г. вплоть до конца прогнозного периода (2013 г.) состояние пенсионной системы РМЭ не улучшится. Прогнозируется рост дефицита бюджета ПФ, зависимость от средств федерального бюджета, крайне низкий реальный уровень жизни пенсионеров, стабилизация коэффициента замещения трудовой пенсии, увеличение потребности в средствах федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии, неэффективность накопительной части трудовой пенсии.

В свете сказанного можно утверждать, что российская пенсионная реформа 2002 года не смогла существенно улучшить состояние пенсионной системы РМЭ, которая по-прежнему уязвима с точки зрения, как демографических реалий, так и текущей экономической конъюнктуры. Напротив, о результатах реформы 2010 года говорить еще рано. Поэтому необходимо продолжать  разрабатывать концепцию стабилизации пенсионной системы, направленную на:

  1. снижение влияния демографических факторов,
  2. совершенствование тарифной политике,
  3. усиление страховых принципов,
  4. расширение охвата населения пенсионной системой,
  5. уменьшение рисков финансового дефицита при различных экономических и политических сценариях,
  6. снижение зависимости от текущих экономических кризисов и политических приоритетов.

Библиографический список:

  1. Куртин А.В., Соловьёв А.К. Актуарный сборник № 6, — М.: ИЦПУ, 2008.- 169 с.
  2. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: http://pfrf.ru/for_employers/
  3. Целищев А.В., Кузнецова Т.А., Григорьва Р.М., Новосёлова Н.Г., Ретрова И.П. Статистический ежегодник Республика Марий Эл. – Й-Ола.: Маристат, 2009 – 401 с.

Еще в рубриках

Республика Марий Эл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *