Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (21), 2010

Закономерности территориального развития в региональной экономике

Regularities of of territorial development in the regional economy

Авторы


аспирант
Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия
kanukov.001@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы функционирования муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики. Осуществляются ситуационный анализ и оценка специализации, выявляются факторы и закономерности развития, проводится рейтинг муниципальных образований региона.

Ключевые слова

Муниципальные образования; развитие; показатели; специализация; группировки; нормализованная оценка; моделирование; рейтинг.

Рекомендуемая ссылка
Кануков Валерий Мугадович
Закономерности территориального развития в региональной экономике// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (21). Номер статьи: 2103. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2103/
Authors

Kanukov Valeriy Mugadovich
postgraduate
Kabardino-Balkar State Agricultural Academy
kanukov.001@yandex.ru

Abstract

In clause questions of functioning of municipal formations of the Kabardino-Balkarian Republic are considered. The situational analysis and an estimation of specialization are carried out, factors and laws of development come to light, the rating of municipal formations of region is spent.

Keywords

Municipal unions; development; indicators; specialisation; groupings; the normalised estimation; modelling; a rating.

Suggested Citation
Kanukov Valeriy Mugadovich
Regularities of of territorial development in the regional economy. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (21). Art. #2103. Date issued: 2010-03-25. Available at: http://eee-region.ru/article/2103/

Print Friendly, PDF & Email
Введение

В Кабардино-Балкарской Республике по состоянию на 2009г. организованы и функционируют три городских округа, в составе Нальчика, Баксана и Прохладного, а также 10 муниципальных районов (из них Прохладненский, Майский и Терский в основном в степной зоне, Лескенский, Урванский, Баксанский, Зольский  – в предгорной, Чегемский,  Черекский и Эльбрусский – в горной).  В эти муниципальные образования входят 7 городских поселений (в Зольском, Майском, Терском, Урванском, Чегемском, Черекском и Эльбрусском районах), а также 112 сельских поселений и 169 сельских населённых пунктов.

Ситуационный анализ функционирования муниципальных образований

По размерам экономической деятельности [4, с.42], судя по выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в системе муниципальных образований КБР, по данным 2008г., выделяется столица Республики Нальчик, с объёмом 19617 млн. руб., далее, среди городских округов, следуют Прохладный (9831 млн. руб.) и Баксан (1461 млн. руб.).

Среди муниципальных районов по показателю выручки от продаж большие характеристики присущи Урванскому образованию (2447 млн. руб.), а также Майскому и Чегемскому районам (1635 и 1633 млн. руб.). По Зольскому, Терскому и Прохладненскому муниципальным образованиям соответствующие значения составляют 661 млн. руб., 854 млн. руб. и 1117 млн. руб., тогда как соответствующие объёмы по Черекскому и Эльбрусскому районам равны 526 и 726 млн. руб., а по Баксанскому и Лескенскому – 186 и 103 млн. руб.

Аналитические данные свидетельствуют о взаимосвязи основных характеристик социально-экономического состояния муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики. Большие объёмы выручки от продаж закономерно коррелируют с затратами на производство, среднесписочной численностью работников организаций и мотивацией их труда, объёмами производства продукции.

По муниципальным образованиям Кабардино-Балкарской республики наблюдаются различные объёмы и сочетание основных видов экономической  деятельности. Промышленное производство доминирует в г.Прохладном (7728 млн. руб.), развито в Нальчике (5821 млн. руб.), а также в Урванском и Терском районах (1249 и 647 млн. руб.). В рамках этой интегральной отрасли функционируют добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Добыча полезных ископаемых осуществляется в Баксанском городском округе, Терском, Чегемском и Урванском муниципальных районах. В основном  врегионе добываются материалы строительные нерудные, кроме того, развивается добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. В системе муниципальных образований этот вид экономической деятельности превалирует в Урванском районе (74,6% в КБР).

Аграрный сектор экономики, прежде всего, характерен для районов, среди которых выделяются Прохладненский, Баксанский, Урванский и Терский (с объёмами производства сельскохозяйственной продукции от 3354 до 2218 млн. руб.), тогда как в Эльбрусском районе эта характеристика в 2008г. составляет всего лишь 362 млн. руб.

Анализ развития сельскохозяйственного производства по муниципальным образованиям Кабардино-Балкарской Республики позволяет сделать ряд важных выводов.

Посевные площади всех сельскохозяйственных культур, в хозяйствах всех категорий, после долгого сокращения, с начала 90-х годов, вплоть до 2006-2007гг., в последние годы повсеместно, особенно в Терском, Урванском и Эльбрусском районах, увеличиваются.

Наряду с этим, наблюдаются существенные трансформации по структуре посевных площадей. Если ранее (в 90-е годы) удельный вес зерновых культур по районам в основном колебался в пределах от 40 до 50%, то в настоящее время, за исключением Майского, Черекского и Урванского районов, он превышает 60%, а в Терском районе достигает 73%.

При этом, повсеместно и значительно в посевных площадях уменьшается доля кормовых культур. В 90-е годы по районам этот показатель находился в основном на уровне 30-50%, тогда как в 2008г. только в Черекском и Майском районах его значение составляет 25,1 и 24,5%. По остальным районам эта характеристика является крайне низкой, особенно в Лескенском и Терском районах (9 и 7,9%).

В итоге, нарушены необходимые пропорции между гумусоёмкими (зерновыми и техническими культурами, причём доля последних в посевах по некоторым муниципальным образованиям превышает 15%) и гумусонакапливающими культурами (в основном, многолетними травами, находящимися в системе кормового клина).

В условиях крайне недостаточного внесения минеральных удобрений (только в Лескенском и Урванском районах, в пересчёте на 100% питательных веществ, их внесено 88 и 75 кг/га, тогда как по другим районам эта величина колеблется от 49 до 10 кг/га) и, особенно, органических (во многих районах их практически не вносят), в Республике продолжается процесс снижения плодородия почв, требующий принятия безотлагательных мер по его устранению.

В животноводстве, после долгого периода сокращения поголовья всех видов скота, только начиная с 2007г., в хозяйствах всех категорий  наблюдается постепенное восстановление численности крупного рогатого скота, в том числе, коров, свиней, овец и коз. Однако, до сих пор даже не достигнут уровень 1995г., что не позволяет наращивать производство необходимой животноводческой продукции.

Существенные структурные трансформации наблюдаются с позиций распределения производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств. Производство зерна и семян подсолнечника ранее было по существу сосредоточено в сельскохозяйственных организациях. В последние годы доля СХО снизилась до 43,8% и 42%, при соответствующем превалировании крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей.

Аналогичные процессы также наблюдаются в картофелеводстве и овощеводстве и, особенно, в животноводстве, с доминированием деятельности хозяйств населения. В 2008г. удельный вес сельскохозяйственных организаций в   производстве скота и птицы составлял 17,1%, молока 7%, яиц 7,5%, тогда как в хозяйствах населения, соответственно, 58,6%, 87,7 и 88,9%.

Следствием разнообразных структурных процессов, особенно, по категориям хозяйств, являются различные закономерности изменений объёмов производства сельскохозяйственной продукции. Валовые сборы зерна, картофеля, овощей, плодов и ягод, объёмы производства мяса, молока в 2008г. в целом по КБР превысили соответствующие уровни 1990г., тогда как по подсолнечнику и шерсти дореформенные параметры не достигнуты [2, 3].

С позиций территориально-отраслевого производства сельскохозяйственной продукции, очевидны значительные различия. В г.Прохладном аграрный сектор экономики не функционирует, в четырёх сельских населённых пунктах г.Нальчика производится от 0,3 тыс. тонн семян подсолнечника до 10 тыс. тонн молока и 8,2 млн. штук яиц. Соответственно, доля этих видов продукции в КБР колеблется от 0,9 до 5,4%.

Несколько иная ситуация наблюдается по городскому округу Баксан, где, с учётом входящего в него сельского населённого пункта, производится от 3,5 тыс. тонн овощей до 1,6 тыс. тонн подсолнечника, удельный вес которых в регионе составляет от 1,2 до 4,7%.

По валовому сбору зерна, в разрезе муниципальных образований, в КБР выделяются Прохладненский и Терский районы, в которых производится порядка 50% этой продукции.

Производство семян подсолнечника в большей мере сосредоточено в Терском и Прохладненском, а также Баксанском и Зольском районах (79,2% в КБР), картофеля – в Зольском, Прохладненском, Баксанском и Майском (59,1%), овощей – в Лескенском, Урванском и Прохладненском районах (57%), мяса – в Прохладненском, Баксанском, Урванском и Чегемском (58,7%), молока – в Баксанском, Зольском, Прохладненском и Чегемском районах (57,2%), яиц – в Баксанском, Прохладненском, Чегемском и Урванском (51,6%), шерсти – в Зольском, Баксанском, Чегемском, Черекском и Эльбрусском районах (66,7%).

С позиций минимальных объёмов и соответствующих удельных весов конкретных видов аграрной продукции в КБР, в системе муниципальных районов республики выделяется Эльбрусский: по производству зерна (3,2 тыс. тонн и 0,2%), при отсутствии подсолнечника; картофеля (4,2 тыс. тонн и 2,2%), мяса (1,8 тыс. тонн и 3%), молока (5,2 тыс. тонн и 1,7%) и яиц (1,9 млн. штук и 1,3%).

Среднедушевое производство сельскохозяйственной продукции в 2008г. не только различно по муниципальным районам Кабардино-Балкарии, но и свидетельствует о разных возможностях продовольственного самообеспечения:

— по мясу, при средне-региональном производстве на уровне 41 кг/чел., по Баксанскому району соответствующая характеристика составляет 93 кг/чел., при 28 кг/чел. по Эльбрусскому району;
— в среднем по КБР молока производится 350 кг/чел., с колеблемостью по анализируемым территориям от 945-978 кг/чел. по Баксанскому и Зольскому районам до 148 кг/чел. по Эльбрусскому району;
— по яйцам, при средне-региональном производстве на уровне 170 штук/чел., по Лескенскому району соответствующая характеристика составляет 530 штук/чел., при 54 по Эльбрусскому району;
— в среднем по КБР картофеля производится 215 кг/чел., с колеблемостью по анализируемым территориям от 683 кг/чел. по Зольскому району до 118 кг/чел. по Эльбрусскому району;
— по овощебахчевым, при средне-региональном производстве на уровне 354 кг/чел., по Лескенскому району соответствующая характеристика составляет 2199 кг/чел., при 165-166 по Черекскому и Эльбрусскому районам.

Таким образом, с одной стороны, Эльбрусский район, являющийся эпицентром туристско-рекреационной деятельности в республике, в современных условиях не в состоянии обеспечивать даже своё население продуктами питания, хотя здесь имеются, в связи с наличием потенциальной кормовой базы, необходимые условия для существенного развития мясо-молочного скотоводства и овцеводства.

С другой стороны, соседние, степные районы, в частности, Баксанский, в состоянии произвести значительное количество необходимой продукции, как растениеводческой, так и животноводческой, что предполагает осуществление требующихся кооперативных связей, возможность формирования совместного туристско-аграрного кластера, на основе осуществляемых и перспективных инвестиций.
Уже в настоящее время значительный поток вложений в основной капитал направляется в муниципальные образования туристско-рекреационного профиля. Так, в 2008г. в Черекском районе вложено 1917 млн. руб. капитальных вложений, Эльбрусском 1422 млн. руб., тогда как в г.Нальчик, который в десятки раз больше по размерам этих районов, инвестировано 2483 млн. руб.

Важно отметить, что в последние годы значительные средства используются также для развития агропромышленного комплекса (прежде всего, сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности), чем обусловливаются существенные и последовательные вложения капитала в Урванском, Терском, Баксанском, Прохладненском, Чегемском и (в 2008г.) Лескенском районах.

С позиций стабильно развивающегося в КБР жилищного строительства, как большие средства, так и, соответственно, большие размеры ввода в действие жилых домов, характерны для г. Нальчика. Среди муниципальных районов строительство жилья, осуществляемое только индивидуальными застройщиками, лучше развито в Баксанском, Урванском и Чегемском районах, в каждом из которых в 2008г. введено в действие общей жилой площади свыше 10 тыс. м2.

Важным фактором функционирования региональной экономики, особенно в посткризисных условиях, является формирование и развитие территориальных потребительских рынков, в рамках деятельности розничной торговли, общественного питания и платных услуг населению.

Оборот розничной торговли по всем муниципальным образованиям в последние годы последовательно возрастает. Судя по данным 2008г., в расчёте на душу населения, большие характеристики присущи г.Нальчик и Прохладный (62 и 63,5 тыс. руб./чел.), далее следуют Майский район (33,2 тыс. руб./чел.), г.Баксан (31,5 тыс. руб./чел.), Урванский и Эльбрусский районы (26,5 и 22 тыс. руб./чел.), замыкают этот ранжированный ряд Зольский и Черекский районы, с соответствующими среднедушевыми оборотами в размере 5,8 и 5,6 тыс. руб./чел.

По объёмам платных услуг населению, наряду с городскими округами Нальчик и Прохладный (5424 и 223 млн. руб.), среди районов, в связи с развитием туристско-рекреационного сектора экономики, выделяется Эльбрусский (202 млн. руб.). При этом, по среднедушевым параметрам (5753 тыс. руб./чел.) этот район в республике уступает только г.Нальчику.

С позиций специализации экономической деятельности в республике выделяется несколько типов муниципальных образований, с ранжированием сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг (включающей торговлю и платные услуги населению) по удельному весу в сопоставимых оборотах:
— Зольский, Лескенский, Майский, Терский, Чегемский районы с превалирующими сельским хозяйством и промышленностью, развивающейся сферой услуг;
— Баксанский и Прохладненский районы с превалирующими сельским хозяйством и сферой услуг,  развивающейся промышленностью;
— городской округ Нальчик с превалирующими сферой услуг и промышленностью, развивающимся строительством;
— городской округ Баксан с превалирующими промышленностью и сферой услуг, развивающимся сельским хозяйством;
— городской округ Прохладный с превалирующей промышленностью, развивающимися сферой услуг и строительством;
— Урванский район с превалирующими промышленностью и сельским хозяйством, развивающимися сферой услуг и строительством;
— Черекский район с превалирующими сельским хозяйством, промышленностью и строительством, при слабо развитой сфере услуг;
— Эльбрусский район с превалирующими сферой услуг и промышленностью, развивающимися строительством и сельским хозяйством.

Таким образом, в системе муниципальных образований КБР два характеризуются ведущей сферой услуг (г.Нальчик и Эльбрусский район), три – промышленностью (г.Прохладный, г.Баксан и Урванский район), восемь (Зольский, Лескенский, Майский, Терский, Чегемский, Баксанский, Прохладненский, Черекский районы) — сельским хозяйством.

Факторы экономической деятельности и рейтинг муниципальных образований

Финансовая деятельность организаций городских округов и муниципальных районов, наряду с выручкой от продаж товаров, продукции, работ и услуг определяется произведенными затратами (сумма себестоимости, коммерческих и управленческих расходов), валовой прибылью, прибылью от продаж, до налогообложения и чистой, а также системой характеристик рентабельности [4].

В разрезе муниципальных образований наблюдается различная ситуация не только по выручке и затратам, но также характеристикам прибыли (убытка) и рентабельности деятельности.

По г.Баксан, по всем конечным результативным показателям выявляется убыток, начиная от валовой характеристики и заканчивая чистой. Продажи убыточны также по г.Нальчик и Баксан, Чегемскому району.  Региональная деятельность, с учётом сальдо прочих доходов и расходов, убыточна по г.Нальчик, Баксану и Чегемскому району, чистая прибыль – по г.Нальчику, Чегемскому и Эльбрусскому районам, г.Баксану (соответственно, от 1009 до -0,6 млн. руб.).

По остальным муниципальным образованиям наблюдается прибыльная деятельность, с ранжированием по чистой прибыли в следующем порядке: Терский район (215 млн. руб.), г.Прохладный (190 млн. руб.), Прохладненский, Урванский, Майский, Баксанский, Черекский, Зольский, Лескенский районы (от 91,5 до 1 млн. руб.).

С позиций относительных характеристик, можно выделить следующие группы муниципальных образований: с высокой рентабельностью Терский, Проладненский и Баксанский районы, со средней – Урванский и Черекский, с низкой – г.Прохладный, Зольский,  Майский и Лескенский районы. По Эльбрусскому району два показателя (рентабельности затрат и продаж)  позитивны, третий, рассчитанный по чистому убытку, свидетельствует о небольшой убыточности. По остальным территориальным субъектам наблюдается убыточная деятельность.

Разнообразие и значительная колеблемость социально-экономических характеристик по муниципальным образованиям Кабардино-Балкарской Республики обусловили осуществление аналитических группировок, с целью выявления специфических особенностей и закономерностей связей по тем или иным признакам.

С позиций организационно-территориальной формы, в регионе выделяются городские округа и муниципальные районы, которые существенно разнятся по ряду моментов. Лучшее соотношение числа родившихся к умершим наблюдается по районам, по которым в 2008г. вложен больший объём инвестиций в основной капитал, превалирует суммарный объём консолидированного бюджета, а экономическая деятельность является прибыльной.

В рамках природно-климатического подхода, больший естественный прирост населения наблюдается в предгорной и, особенно, в горной зонах. По экономическим характеристикам выделяется предгорная зона, в которой, за счёт г.Нальчика, трудится большая численность работников, на фоне соответствующих затрат наблюдается большая выручка, превалирует консолидированный бюджет, при меньшей доле дотаций.

В группировке по выручке в третью группу входят наиболее крупные городские округа Нальчик и Прохладный (с объёмами свыше 9 млрд.руб.), во вторую – г.Баксан, Урванский, Чегемский, Майский, Прохладненский районы, в которых размер реализации колеблется от 0,9 до 9 млрд. руб., в первую – оставшиеся регионы с самыми низкими объёмами выручки.

С позиций специализации, среди муниципальных образований КБР можно выделить три группы субъектов территориальной экономики: с развитой промышленностью (г.Прохладный и Урванский район), с более развитой сферой услуг (г.Нальчик и Эльбрусский район), тогда как остальные районы в той или иной степени характеризуются аграрным профилем.

С учётом сложившейся и развивающейся специализации, в регионе  формируются территориальные кластеры, среди которых, прежде всего, выделяется рекреационно-аграрно-логистический в составе Эльбрусского и Баксанского районов, а также г.Баксан. В Приэльбрусье, включая перспективы реформирования городского поселения Тырныауз, активно развивается рекреационная составляющая с возможностями мирового уровня.

Баксанский район имеет большие возможности для производства необходимой сельскохозяйственной продукции, значительная часть которой может быть направлена на обеспечение потребностей рекреантов. В г.Баксан планируется строительство крупного аэропорта, а реконструкция дорог, формирование инфраструктуры позволят развить логистическую составляющую кластера.

Значительные возможности туристско-рекреационного освоения территорий имеют Черекский (Верхняя Балкария, Голубые озёра, горячие источники Аушигер), Чегемский (Чегемские водопады и Верхний Чегем) и Зольский (Долина Нарзанов) районы, на базе которых формируются аграрно- рекреационные кластеры.

В Урванском районе, на базе развитого сельского хозяйства и развивающейся пищевой промышленности, создан и имеет значительные перспективы дальнейшего специализированного развития агропромышленный кластер.

Столица Кабардино-Балкарии – городской округ Нальчик, с соответствующими сельскими населёнными пунктами, постепенно формируется в виде сервисно-промышленно-инновационного кластера, с развитыми торговлей и рекреационной составляющей (на базе многочисленных санаториев), реконструкцией и созданием разнообразной промышленности, активизацией инновационной деятельности. Специфическим промышленным кластером, с превалирующей долей обрабатывающих производств, является городской округ Прохладный.

В Лескенском, Майском, Прохладненском и Терском районах, имеющих большие возможности для наращивания объёмов разнообразной сельскохозяйственной продукции, сформированы и развиваются территориально-аграрные кластеры, обеспечивающие продовольствием не только население КБР, но и другие регионы страны, с возможным развитием экспортных поставок на внешний рынок.

Нормализованная оценка социально-экономических характеристик муниципальных образований (соответственно, по округам и районам) Кабардино-Балкарской Республики, по данным за 2008г., осуществлена на основе балльного подхода, посредством сопоставления тех или иных исходных значений со средними.

Например, выручка от продаж по г.Нальчику составляет 19617 млн. руб., по Лескенскому району 103,1 млн. руб., в среднем по 13 муниципальным образованиям КБР 3138 млн. руб. Соответственно, нормализованные оценки по г.Нальчику и Лескенскому району определяются в размере 625,1 и 3,3 балла.

Аналогичные оценки по этим муниципальным образованиям составляют: по затратам 637,3 и 3,3 балла, по среднесписочной численности работников 649 и 20,2 балла, по номинальной заработной плате одного работника 152,5 и 81,5 балла, по объёмам промышленного и сельскохозяйственного производства 430,4 и 8,4 балла, 30,8 и 99,1 балла, обороту розничной торговли 750,1 и 17,2 балла, платным услугам населению 1139,3 и 1,8 балла.

В рамках анализа совокупности муниципальных образований КБР нормализованная оценка превышает средние значения всех исследуемых показателей по г.Нальчику, численности работников, себестоимости и затрат, выручки и доли консолидированного бюджета за счёт собственных источников – по г.Прохладному, численности работников – по Урванскому и Чегемскому районам, инвестиций в основной капитал – по Черекскому и Эльбрусскому районам.

Минимальные оценки, как удельных весов, так и балльных характеристик наблюдаются: по численности населения и количеству работников – по Черекскому и Лескенскому районам, по себестоимости продаж, затратам на отгруженную продукцию и выручке – по Баксанскому и Лескенскому, по инвестициям в основной капитал – по Майскому, Прохладненскому и Зольскому районам, по объёмам консолидированного бюджета – по Лескенскому и Майскому, по доле дотаций в консолидированный бюджет – по Баксанскому и Прохладненскому районам.

Непосредственные значения тех или иных социально-экономических показателей сопоставлять по конкретным муниципальным образованиям нельзя, вследствие их несопоставимости, тогда как балльные характеристики, которые нормализованы, по сравнению со средними параметрами, сопоставлять можно.

Вследствие этого, нормализованные характеристики имеют широкий спектр использования, прежде всего, для аналитических расчётов, выявления вероятностных зависимостей тех или иных показателей, экстраполяционного предвидения.

Важной экономической характеристикой функционирования территориальных экономик региона является объём консолидированного бюджета, формирующийся из разных источников, в том числе, внешних. Расчёты зависимости этого показателя от других признаков, с одной стороны, свидетельствуют о многофакторности, с другой стороны, позволяют выбрать наиболее существенные признаки, в том или ином их сочетании.

Судя по матрице  парных коэффициентов корреляции, наиболее значимыми факторами формирования по муниципальным образованиям КБР в 2008г. объёмов, как консолидированных бюджетов, так и доходов за исключением безвозмездных поступлений, являются выраженные в баллах среднесписочная численность работников, выручка, прибыль до налогообложения, удельный вес дотаций, доля возмездных поступлений, а также затраты.

Особую роль, с позиций значимости для формирования консолидированных бюджетов территорий, имеют занятые в экономике (в рамках муниципальных образований среднесписочная численность работников) и дотации. Работники, с одной стороны, производят тот или иной продукт, с другой стороны, сами являются субъектами налогообложения.

Дотации, безвозмездные поступления в те или иные бюджеты осуществляются из внешних источников, прежде всего, из федерального центра, и, в зависимости от специфики муниципальных образований, колеблются в значительных размерах. По городским округам КБР доля дотаций составляет от 35,3% по г.Баксану до 36,6% по г.Нальчику и Прохладному [1]. По Майскому, Лескенскому, Терскому, Урванскому, Чегемскому, Черекскому, Эльбрусскому, Зольскому, районам удельный вес дотаций определяется в пределах от 61,2 до 68,8%, а по Баксанскому и Прохладненскому районам достигает 70,1 и 75,9%.

Регрессионная модель взаимосвязи бюджета с наиболее важными факторами позволяет, подставляя их фактические значения по муниципальным образованиям, определить расчётные характеристики результативного признака — те, которые могли быть получены при наличных факторах и прочих равных условиях.

С позиций консолидированного бюджета городских округов, по г.Нальчику фактическая и расчётная характеристики по существу совпадают (415,5 и 416,2 балла), тогда как по г.Баксану фактическая (76,7 балла) существенно выше, по сравнению с расчётной (64 балла) по приведенной ранее второй модели, а по г.Прохладному расчётная оценка (92,1 балла) на 5,9 балла ниже фактического уровня.

По муниципальным районам наблюдаются различные размеры и соотношения фактических и расчётных нормализованных оценок консолидированных бюджетов. По Прохладненскому, Эльбрусскому, Баксанскому, Терскому, Урванскому районам выше отчётные характеристики, тогда как по остальным районам превалируют расчётные параметры. Так, по Лескенскому району наблюдается ситуация, когда расчётный бюджет (63,3 балла) значительно превышает фактический (43 балла).

Сопоставление фактических и расчётных параметров консолиди-рованного бюджета позволяет выявить, в каких муниципальных образованиях лучше и в каких хуже используются имеющиеся возможности. Как видно, по г.Баксану, Прохладненскому и Эльбрусскому районам эти значения колеблются в пределах от  121 до 113,2%, то есть, в этих субъектах территориальной экономики КБР за счёт выявленных резервов увеличены объёмы бюджетного обеспечения территорий.

Вместе с тем, в Зольском, Черекском и Майском муниципальных районах имеющиеся налоговые и неналоговые возможности формирования консолидированных бюджетов использованы в пределах от 91,4 до 77,6%.  а по Лескенскому району, соответственно, на 68%. В нормализованном выражении недобор консолидированного бюджета составил по первому району 6,6 баллов, по второму 10,5, по третьему 15, по четвёртому 20,2  баллов.

Как показывают расчёты по собственным доходам, с позиций использования имеющихся объективных возможностей, муниципальные образования КБР располагаются в следующем ранжированном порядке, от лучших к худшим: г.Баксан, Эльбрусский и Терский районы, г.Прохладный, Прохладненский и Черекский районы (с коэффициентами свыше единицы), далее г.Нальчик, Чегемский, Майский, Баксанский, Урванский, Лескенский и Зольский районы.

Итоговый рейтинг деятельности муниципальных образований республики осуществляется на основе ключевых показателей, характеризующих занятость населения, доходов в форме заработной платы и расходов, с позиций функционирования потребительского рынка, а также основные результаты экономической деятельности, в рамках развития промышленности и сельского хозяйства.

Для этого разработана технология, включающая, во-первых, выборку из статистической информации и анализ ключевых показателей в динамике, во-вторых, расчёт цепных темпов роста – по каждому году, в сравнении с предыдущими, за 2005-2008гг., в-третьих, оценку среднегодовых коэффициентов, с соответствующим ранжированием муниципальных образований.

С позиций динамики занятости населения позитивная характеристика наблюдается по Баксанскому району, где среднегодовой темп роста равен 1,028, тогда как по другим муниципальным образованиям происходит уменьшение численности работников, особенно в Майском районе.

Вместе с тем, повсеместно возрастает номинальная заработная плата работников, с максимальным значением по г.Нальчику (на 28,4%), при минимальном – по Прохладненскому муниципальному району, в котором мотивация труда увеличилась на 19,9%.

Объёмы продукции обрабатывающих производств (основного вида экономической деятельности в промышленности) значительно возрастали в Баксанском и Урванском районах, а также в городском округе Прохладный, при наименьших характеристиках по Черекскому, Майскому и Зольскому районам.

По производству сельскохозяйственной продукции, в зависимости от конкретных видов, в позитивном плане выделяются г.Нальчик и Баксан, Зольский и Чегемский районы. Минимальные темпы роста валовых сборов зерна характерны для Баксанского района, а производство молока и мяса, соответственно, снижается в Чегемском и Эльбрусском районах.

Потребительский рынок развивается активно во всех муниципальных районах, особенно с позиций оборота розничной торговли и общественного питания по г. Нальчик и Прохладный, по платным услугам населению – по г.Баксану, тогда как минимальные параметры, в первом случае, наблюдаются в Зольском районе, во втором – в г.Прохладный.

Итоговая интегральная оценка деятельности городских округов и муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что первые четыре места в рейтинге последовательно занимают г.Баксан, Прохладненский район, г.Прохладный и Нальчик. На нижних местах (с  девятого по двенадцатое) находятся Терский, Чегемский, Зольский и Черекский районы.

Заключение

Анализ современного состояния и динамических  трансформаций позволили осуществить сравнительную оценку факторов и направлений  развития муниципальных образований КБР, свидетельствуя о значимости, с одной стороны, производственной деятельности, с другой стороны – сферы услуг, в рамках развития рекреационно-туристского сектора и потребительского рынка территориальной экономики, возможностях формирования территориальных кластерных образований.

Библиографический список:

  1. Итоги социально-экономического развития муниципальных образований в 2008г. – Нальчик: Минэкономики. – 2010.
  2. Кабардино-Балкария в цифрах. – Нальчик: Кабардино-Балкариястат. – 2009.
  3. Районы и города Кабардино-Балкарии. – Нальчик: Кабардино-Балкариястат. – 2009.
  4. Финансы Кабардино-Балкарской Республики. – Нальчик: Кабардино-Балкариястат. – 2009.

Региональное развитие