Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (21), 2010

Промышленный потенциал Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа

The industrial potential of the Murmansk region in the development of hydrocarbon resources in the Arctic shelf

Авторы


кандидат экономических наук, с.н.с.
Институт экономических проблем им. Г.П. ЛУЗИНА Кольского научного центра РАН
a_fadeev@shtokman.ru


доктор экономических наук, профессор, гл.н.с.
Институт экономических проблем им. Г.П. ЛУЗИНА Кольского научного центра РАН
alekseicherepov@inbox.ru


доктор экономических наук, профессор, директор
Институт экономических проблем им. Г.П. ЛУЗИНА Кольского научного центра РАН
lfd@iep.kolasc.net.ru

Аннотация

В статье рассматривается спектр экономических вопросов, посвященных эффективному использованию промышленного потенциала Мурманской области в вопросах освоения шельфовых месторождений. Приведен всесторонний анализ состояния промышленного комплекса Мурманской области и дана объективная оценка условий развития нефтегазовой промышленности в Мурманской области. Уделено значительное внимание формированию организационно-экономических механизмов использования промышленного потенциала предприятий региона при реализации нефтегазовых и крупных промышленных проектов на территории Мурманской области.

Ключевые слова

нефтегазовая промышленность, промышленный потенциал, Арктический шельф, углеводородные ресурсы, нефтегазовый кластер.

Рекомендуемая ссылка
Фадеев А.М. , Череповицын А.Е. , Ларичкин Ф.Д.
Промышленный потенциал Мурманской области в освоении углеводородных ресурсов арктического шельфа// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. - №1 (21). Номер статьи: 2102. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2102/
Authors

Fadeev A.M.
PhD, Senior Scientist
Institute of Economic Problems named G.P. Luzin Kola Science Centre RAS
a_fadeev@shtokman.ru

Cherepovitsyn A.E.
Doctor of Economics, Professor, Chief Researcher
Institute of Economic Problems named G.P. Luzin Kola Science Centre RAS
alekseicherepov@inbox.ru

Larichkin F.D.
Doctor of Economics, Professor, Director
Institute of Economic Problems named G.P. Luzin Kola Science Centre RAS
lfd@iep.kolasc.net.ru

Abstract

Article shows the spectrum of economic questions which are dedicated to effective utilization of the Murmansk region industrial potential in the development of the marine fields. The comprehensive analysis of the Murmansk area industrial complex condition is resulted same as all-round estimation of conditions for oil and gas industry development in Murmansk region. Considerable attention is paid for formation of organizational & economic mechanisms for regional enterprises industrial potential utilization in the development of oil and gas and large industrial projects on the territory of Murmansk region.

Keywords

oil & gas industry, industrial potential, Arctic Shelf, hydrocarbon resources, oil & gas cluster.

Suggested Citation
Fadeev A.M. , Cherepovitsyn A.E. , Larichkin F.D.
The industrial potential of the Murmansk region in the development of hydrocarbon resources in the Arctic shelf. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (21). Art. #2102. Date issued: 2010-03-25. Available at: http://eee-region.ru/article/2102/

Print Friendly, PDF & Email

1. Актуальность исследования

В современных условиях развитие мировой экономической системы во многом определяется использованием углеводородных ресурсов в качестве эффективных энергоносителей и также химического сырья. Во всем мире углеводородные ресурсы потребляются в огромных масштабах, а устойчивый высокий спрос на нефть и газ определяет приоритеты в сфере наращивания добычи и введения в эксплуатацию новых месторождений.

Нефтегазовый сектор занимает особое место в экономике России, в значительной степени обеспечивая функционирование народнохозяйственного комплекса нашей страны, в современных условиях доходы от экспорта углеводородов формируют значительную часть валютных поступлений и консолидированного бюджета государства.

Одна из тенденций мировой нефтегазодобычи на современном этапе – увеличение доли нефти и газа из морских месторождений. В России начинает формироваться новый этап в развитии нефтегазового комплекса – реализация крупномасштабных шельфовых проектов по добыче нефти и газа.

Указанная тенденция ведет к образованию нефтегазовых провинций – новых добывающих регионов, вовлеченных в процесс освоения месторождений.

Добывающий регион является сложным объектом прогнозирования и управления. Проведение эффективной промышленной политики в добывающем регионе во многом определяет социально-экономическое развитие, оказывая влияние на динамику бюджетных доходов, развитие территориальной инфраструктуры, занятость и доходы населения.

В современных условиях формирование научных подходов и инструментов проведения эффективной промышленной политики в новом добывающем регионе, направленной на максимально полную и эффективную реализацию промышленного потенциала добывающих регионов, становится важной и актуальной задачей.

2. Ресурсный потенциал Арктического шельфа России и перспективные нефтегазовые проекты

В настоящее время Мурманская область приобретают статус столицы новой нефтегазовой провинции на севере России и является одним из наиболее промышленно развитых и привлекательных для инвесторов регионов.

Становлению Мурманской области новым центром нефтегазовой добычи предшествовала эффективная работа ее геологоразведочных организаций, которыми за последние 25-30 лет были разведаны крупнейшие месторождения в Баренцевом, Печорском и Карском морях (рис. 1), часть из которых являются уникальными по своим запасам. Так, по оценкам экспертов, шельф Западной Арктики содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России и является стратегическим регионом для развития нефтяной и газовой промышленности.

Рисунок 1 - Схема перспективных структур и работ на углеводородное сырье (по материалам ФГУП «АМНГР»)

Схема перспективных структур и работ на углеводородное сырье

Выявление уникальных ресурсов углеводородного сырья на арктическом шельфе (табл. 1 и 2) принципиально изменило перспективы и направления развития топливно-энергетического комплекса и сопряженных отраслей не только Мурманской области, но и России в целом.

Таблица 1 – Характеристика ресурсной базы арктических акваторий России [1]

Показатель

Значение

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы (НСР) углеводородов

Около 80 млрд. т.н.э.

Кроме того, в зоне спорной юрисдикции России и Норвегии

6,5 млрд. т.н.э.

Извлекаемые запасы нефти

Более 400 млн. т

Запасы газа

Более 8 трлн. м3

Разведанность НСР УВ

6,3%

Месторождения УВ

25

Локальные объекты (выявленные и подготовленные)

524

Эффективность глубокого бурения

27 тыс. т.н.э./пог. м

Таблица 2– Характеристика геологоразведочных работ на арктических акваториях [1]

Море

Глубокое бурение

Сейсморазведка 2D

Сейсмораз-ведка 3D

Объем, пог. км

Количество
скважин

Объем,
тыс. пог. км

Плотность,
пог.км/км2

Объем,
км2

Печорское

70,83

21

83,7

0,8

2191,5

Баренцево

93,63

34

275

0,27

2404

Карское (включая губы и заливы)

52,29

28

126,5

0,13

3159,5

Лаптевых

-

-

30,2

0,04

-

Восточно-Сибирское

-

-

8,8

0,01

-

Чукотское

-

-

13,3

0,03

-

ВСЕГО:

216,75

83

537,5

0,13

7755

Одним из наиболее перспективных и первоочередных объектов для освоения является Штокмановское газоконденсатное месторождение, открытое в 1988 г. Месторождение расположено в центральной части Баренцева моря, на северо-востоке от г. Мурманска на расстоянии около 600 км. Глубина моря в этом районе колеблется от 320 до 340 м. Разведанные запасы Штокмановского ГКМ оцениваются не менее чем в 3,7 трлн. м3 газа и более 31 млн. т газового конденсата [6].

Проект освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения имеет стратегическое значение. Планируется, что месторождение станет ресурсной базой для поставок российского газа, как трубопроводного, так и полученного с использованием технологий сжиженного природного газа (СПГ) на рынки Атлантического бассейна. Проект разработки Штокмановского месторождения предусматривает ежегодный объём добычи около 70 млрд. м3 природного газа. Это сопоставимо с годовой добычей газа одного из крупнейших поставщиков в Европу - Норвегии.

Добытое сырье с месторождения будет транспортироваться по морским трубопроводам на берег Териберской бухты, где будет расположен завод по производству СПГ, портовый транспортно-технологический комплекс, установка комплексной подготовки газа и другие производственные объекты. Для транспортировки газа в Единую систему газоснабжения России предполагается строительство газопровода «Мурманск - Волхов» [6].

Еще одним месторождением, планируемым к освоению в ближайшей перспективе, является Приразломное нефтяное месторождение. Месторождение открыто в 1989 г. и расположено на шельфе Печорского моря, в 60 км от берега (пос. Варандей). Глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м. Извлекаемые запасы нефти Приразломного месторождения составляют 46,4 млн. т, что позволяет достичь годового уровня добычи около 6 млн. т [9].

ОАО «Газпром» рассматривает возможность строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Мурманской области для переработки нефти с Приразломного, а впоследствии и с Долгинского месторождения. Мощность НПЗ в поселке Териберка Мурманской области, в случае его строительства, может составить около 5 млн. т в год. Ожидается, что добыча нефти на Приразломном месторождении начнется в 2011г., через 6-7 лет будет достигнута пиковая добыча в объеме 6,6 млн. т в год [7]. На Долгинском месторождении добычу планируется начать в 2016г. с доведением добычи до 6-7 млн. т в год. Изначально нефть с Приразломного будет поставляться на экспорт, а после строительства НПЗ ее большая часть пойдет на переработку с сохранением возможности экспортных поставок.

Основным портом области является Мурманский морской торговый порт (ММТП), своеобразные «арктические ворота России», специализирующийся на перевалке руды и продуктов химической промышленности. Большим плюсом порта можно считать то, что он удобно расположен по отношению к основным странам импортерам. В последнее время его главной задачей является увеличение пропускной способности, что вызвано ростом грузооборота и, в частности, ростом экспорта углеводородов.

В 2001-2005 гг. были осуществлены крупные мероприятия по повышению эффективности и конкурентоспособности Мурманского транспортного узла. Реконструкция Мурманского морского торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе позволили принимать суда водоизмещением более 350 тыс.т. Важно отметить, что подобными возможностями не располагает больше ни один порт в Европейской части России. Были введены в строй новые перегрузочные комплексы, нефтетерминалы, что позволило существенно увеличить объемы грузооборота в портах области, объемы перевалки и отправки нефти на экспорт.

Проводимая реконструкция терминалов порта, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов создают хорошие предпосылки для развития Мурманского транспортного узла не только в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный порт России и севера Европы по перевалке нефти, в том числе и добываемой на шельфовых месторождениях Арктики.

Осенью 2005 г. компанией ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» начато строительство нефтеперевалочного комплекса «Лавна» на западном берегу Кольского залива, который войдет в систему Мурманского транспортного узла. Министерство транспорта РФ утвердило генеральную схему его развития, ожидается, что капитальные вложения в Мурманский порт до 2015 г. составят около $2,5 млрд. Грузооборот порта, согласно прогнозам, к этому году будет равен 78 млн. т в год (38 млн. т сухих и 40 млн. т наливных грузов).

Одной из существующих проблем экспорта углеводородов из Мурманского порта является то, что в настоящий момент к Мурманску не подходит какой-либо нефтепровод, и экспортные товары доставляются по железной дороге, пропускная способность которой весьма ограничена. Следует отметить, что теоретически не потеряла своей перспективной сущности идея строительства нефтепровода, который связал бы Кольский полуостров и Западную Сибирь.

Напомним, что в конце 2002 г. нефтяные компании "ЮКОС", "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "ТНК" и "Сургутнефтегаз" подписали меморандум "О взаимопонимании по вопросу создания нефтепроводной системы для транспортировки нефти через морской нефтеналивной терминал в районе Мурманска". В соответствии с этим меморандумом Межведомственная комиссия по размещению производительных сил в Мурманской области в 2003 г. рассмотрела и поддержала представленную нефтедобытчиками декларацию о намерениях инвестирования в строительство Мурманской трубопроводной системы.

По предварительным оценкам, создание Мурманской трубопроводной системы могло бы принести в федеральный бюджет $1,4 млрд., в региональные бюджеты – до $2,6 млрд., в том числе в бюджет Мурманской области – около $700 млн., и позволило бы дополнительно создать в общей сложности от 2 до 6 тыс. рабочих мест. Однако начавшееся следствие против Михаила Ходорковского и последовавшие за этим  известные события заморозили реализацию данного проекта.

Транспортный потенциал и перспективные проекты по развитию транспорта в Мурманской области приведены в табл. 3.

Освоение месторождений углеводородного сырья на арктическом шельфе России затруднено в силу суровых климатических условий. Добыча будет вестись в районах, характеризующихся низкими температурами, ураганными ветрами, быстрым обледенением. На некоторых участках шельфа, на которых планируется добывать газ, свыше 200 дней в году дрейфует полутораметровый лед. Данные обстоятельства существенно удорожают проекты освоения углеводородных месторождений на Арктическом шельфе.

Таблица 3 – Перспективы развития транспортного потенциала Мурманской области

Название проекта

Планируемая деятельность

1. Развитие морского транспорта - реконструкция угольного терминала ММТП 9,6 млн.т.;
- строительство угольного терминала 20 млн. т на западном берегу Кольского залива;
- строительство контейнерного терминала 1 млн. TEU на Восточном берегу Кольского залива;
- строительство нефтяного терминала на 35 млн. т на западном берегу Кольского залива;
- развитие акватории для судов DW = 350 тыс. т;
- развитие портового флота;
- строительство экологического бункеровочного комплекса
2. Развитие логистической и складской инфраструктуры - строительство дистрибуционно-логистического комплекса;
- строительство логистического центра
3. Развитие железнодорожного транспорта - строительство новой ж/д ветки «Выходной-Лавна» 28 км;
- строительство новых ж/д станций и парков 10 шт;
- реконструкция путевого развития 4 станций;
- реконструкция подходов (от ст. Волховстрой)
4. Развитие автомобильного транспорта - развитие улично-дорожной сети г. Мурманска;
- реконструкция автодороги «Кола»
5. Развитие авиационного транспорта - реконструкция аэропорта «Мурманск»

Реализация освоения месторождений природного газа на шельфе северных морей, которые находятся на значительном удалении от берега, в уникальных по сложности условиях потребует привлечения огромных средств и новых технологических решений: сооружения добывающих комплексов, прокладки газопроводов по дну морей, создание береговой инфраструктуры, включающей объекты по переработке и сжижению газа. Весьма важным фактором при освоении шельфовых месторождений является необходимость учета жестких экологических требований. В этой связи промышленный потенциал Мурманска приобретает особое значение.

3. Промышленный потенциал Мурманской области

Промышленный потенциал Мурманской области в вопросах реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе трудно переоценить. Особенность Мурманского региона заключается в географической близости к разведанным месторождениям углеводородного сырья, здесь расположены крупнейшие промышленные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения.

Все это дополняется очевидными конкурентоспособными преимуществами Мурманского транспортного узла, которые делают Мурманскую область не только перспективной базой освоения Арктического шельфа, но и важнейшим транспортным узлом Российской Федерации.

Указанные выше обстоятельства превращают Мурманский порт в перспективный транспортный узел по доставке углеводородного сырья к мировым рынкам сбыта (рис. 2).

Мурманский порт как транспортный узел по доставке углеводородов к рынкам сбыта

Рисунок 2 – Мурманский порт как транспортный узел по доставке углеводородов к рынкам сбыта

Кольский залив и прилегающие бухты служат местом базирования торгового, рыболовного ледокольного и военно-морского флотов. Мурманск - начальная точка Северного морского пути и база российского атомного ледокольного флота.

Начало освоения шельфа арктических морей и наращивание объемов транспортировки нефти неизбежно приводят к тому, что Мурманск станет промышленной базой будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов региона, что даст импульс развитию промышленных предприятий Северо-Запада. С большой долей уверенности можно утверждать, что Мурманск сегодня имеет такое же стратегическое значение для российской экономики в вопросах освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа как норвежский порт Ставангер и шотландский Абердин в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря более 30 назад.

В настоящее время Мурманская область имеет значительное количество производственных фондов, находящихся в ведении военно-промышленного комплекса (ВПК). В силу объективных причин, сложившихся в ходе периода реформ, многие предприятия ВПК находятся  на грани банкротства, либо в убыточном состоянии.

Так, на территории Кольского полуострова в советское время были созданы предприятия для ремонта и модернизации боевых кораблей и подводных лодок Северного флота, обладающие уникальными основными фондами и простаивающие сегодня без госзаказа. Часть производственных мощностей этих организаций может быть переориентирована на выпуск оборудования для нефтегазового комплекса. Особенно актуально вовлечение предприятий ВПК выглядит в вопросах качества выполнения сварочных работ, обработки металлоконструкций, а также опыта и знаний персонала.

В настоящее время Правительством РФ подписано постановление о создании в Мурманской области особой экономической зоны портового типа. Кроме того, имея достаточный опыт в этом направлении, Мурманская область принимает участие в объявленных Минэкономразвития конкурсах по отбору заявок на создание особых экономических зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. Таким является предложение о создании на западном берегу Кольского залива промышленно-производственной зоны, ориентированной на производство, ремонт и обслуживание буровой и другой техники и платформ для работы на шельфе. При этом объем привлеченных инвестиций, по предварительной оценке, составит более 138 млрд. руб., ожидается создание 1500 новых рабочих мест. Рассматривается предложение о наделении статусом особых экономических зон морских портов.

Наряду с этим, Правительство Мурманской области разрабатывает механизм региональных гарантий для привлечения инвестиций в экономику области. Приоритетными сферами для инвестиций остаются по-прежнему объекты, связанные с перспективами освоения запасов углеводородного сырья шельфа Арктических морей. В настоящее время действует долгосрочная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007–2010 гг. (постановление Правительства Мурманской области от 28.09.2006 г. № 375-ПП/9), а также адресная инвестиционная программа на 2010-2012 гг. (постановление Правительства Мурманской области от 09.10.2009 г. № 474-ПП/18). Кроме того, находится в разработке проект регионального закона «О налоговых льготах при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области».

В 2009 г. международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings Ltd» присвоило Мурманской области национальный долгосрочный рейтинг «А+(rus)». Также агентство присвоило области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте «ВВ-» (ВВ минус) и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «В» [8].

Мурманская область в силу выгодного географического положения, природных богатств, развитой инфраструктуры и мощной энергетической системы уже сейчас является регионом, стоящим в центре деловых интересов российских и зарубежных нефтегазовых компаний, реализующих крупные международные проекты.

В настоящее время регион располагает 2 крупными аэропортами: "Мурманск" (пос. Мурмаши) и "Хибины" (г. Апатиты). Через Мурманский аэропорт проходят международные авиалинии: Мурманск - Киркенес и Мурманск – Тромсе (Норвегия), Мурманск - Рованиеми (Финляндия) - Лулео (Швеция). В ближайшей перспективе предполагается создание на базе Мурманского авиапредприятия международного транспортного аэроузла.

Наличие в области учреждений фундаментальной и прикладной науки создает предпосылки ускоренного экономического роста реального сектора экономики и перехода к технологическому развитию и производству инновационных видов продукции.

Перспективы освоения разведанных на арктическом шельфе месторождений углеводородного сырья и создания нефтегазовой инфраструктуры на территории Мурманской области открывают дополнительные возможности для сервисных компаний в вопросах привлечения предприятий - поставщиков продукции, товаров и услуг.

Ниже (табл. 4) приведен SWOT-анализ состояния промышленного комплекса, позволяющий дать всестороннюю оценку условий развития нефтегазовой промышленности Мурманской области.

Несмотря на существующие слабые стороны и угрозы, практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей Кольский полуостров является базовым регионом для размещения баз материально-технического снабжения и выполнения широкого спектра работ.

Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура делают Кольский полуостров привлекательным для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Таблица 4 - SWOT – анализ состояния промышленного комплекса Мурманской области

Внешняя среда

Внутренняя среда

Возможности:
1. Выгодное транспортно-географическое положение субъекта федерации
2. Многообразие уникальных по составу и запасам природных ресурсов территории
3. Наличие перспективных для освоения новых месторождений (в т.ч. нефти и газа)
4. Высокий образовательный уровень трудовых ресурсов
5. Значительный научный потенциал территории, наличие проработанных инновационных предложений по ряду отраслей
6. Прямая граница с государствами Европейского Союза
7. Участие субъекта федерации в различных международных программах и проектах (в т.ч. в рамках БЕАР)
8. Возможность появления в области особых экономических зон
Сильные стороны:
1.Многофункциональность производственного комплекса
2. Сильная конкурентная позиция на внутреннем и внешнем рынках по некоторым видам продукции
3. Значительный экспортный потенциал
4. Обширная география рынков сбыта
Угрозы:
1. Удаленность субъекта федерации от центра России
2. Сложные природно-климатические условия
3. Ухудшение экологической обстановки
4. Прогрессирующий отток населения (в т.ч. его трудоспособной части)
5. Колебания мировых цен на производимую сырьевую продукцию
6. Повышение тарифов в сфере энергетики и транспорта, рост цен на все виды топлива
7. Недостаточное развитие инфраструктуры (в частности, фондового рынка)
8. Утечка капитала из субъекта федерации
9. Рост реального курса рубля
Слабые стороны:
1. Повышенные издержки производства
2. Физическое и моральное старение основных фондов
3. Рост себестоимости добычи природного сырья
4. Низкая диверсифицированность производства
5. Недостаточное использование стратегических подходов в области менеджмента
6. Многолетняя безальтернативная сырьевая направленность
7. Крайне низкая доля конечной продукции в структуре экспорта
8. Слабое развитие высокотехнологичных производств
9. Разное состояние производственно-технологической базы и различный уровень конкурентоспособности отдельных производств
10. Ограниченные возможности самофинансирования, недостаток инвестиций
11. Высокая социальная ответственность ряда предприятий (особенно градообразующих)
12. Недостаточный квалификационный уровень персонала

На начальном этапе реализации нефтегазовых проектов, региональные предприятия готовы выполнять буровзрывные работы, дробление, перемещение скальных пород, намывку песка, строительство подъездных и внутриобъектовых автомобильных дорог, возведение причалов, проведение всех электромонтажных работ для временного энергоснабжения на период строительства, устройство сетей и коммуникаций под временные и постоянные здания и сооружения. Судоремонтные предприятия области способны выполнять сборку металлоконструкций, строительство плавпричалов, ремонт судов, занятых в работах по обустройству месторождения.

Кроме того, на первом этапе освоения Штокмановского ГКМ многое из необходимого для реализации проекта может быть представлено российскими, в том числе региональными компаниями: от газотурбинных установок, труб, стали до гвоздей. Могут быть задействованы мощности региональных компаний при проведении изысканий, буровых работ, оказании транспортных услуг, в том числе судоходными компаниями. Весьма перспективным является использование для нужд проекта ледокольного флота.

Перспективный фронт работ вырисовывается также для сервисных предприятий региона: на пике строительства первой фазы проекта освоения Штокмановского ГКМ предстоит обеспечить размещение около 16000 сотрудников с полным спектром услуг: питание, бытовые услуги и т.д. Кроме того, территории некоторых предприятий области выступают как перспективные в вопросах размещения комплексной базы обеспечения проекта освоения Штокмановского ГКМ.

Наряду с этим, начало освоения месторождений в Баренцевом море и прокладка трубопровода к побережью Мурманской области будут способствовать значительному социально-экономическому развитию и соседних регионов, в частности Архангельской области, которая является одним из судостроительных центров России. Несмотря на произошедшую диверсификацию производств на крупнейших предприятиях Архангельской области и их переориентацию на гражданские цели, организации сумели сохранить высокий профессионализм инженерно-технического персонала и умение работать с высокими технологиями. Являясь крупнейшим судостроительным центром России, транспортные предприятия Архангельской области получат возможность поставок в Мурманскую область грузов, которые будут необходимы для реализации нефтегазовых проектов.

4. Экономические перспективы вовлечения региональной промышленности в нефтегазовые проекты

Когда упоминаются нефть и газ, большинство людей думает о больших корпорациях, но немногие знают, что в работе на шельфе участвуют и мелкие компании. Многие компании, работающие в сфере услуг и снабжения, и играющие большую роль на шельфе, относятся к предприятиям малого бизнеса. В семи из десяти таких компаний работает менее 10 сотрудников [4].

Опыт ведущих нефтегазовых держав, в частности Норвегии, показывает, что при освоении прибрежного шельфа нефтегазовый сектор открывает большие возможности для развития региональной промышленности, создания новых рабочих мест и роста уровня жизни. Так, один из мировых лидеров в освоении морских месторождений – норвежская компания «Statoil», с момента ее создания стала активно вовлекать местный бизнес в процесс реализации крупномасштабных проектов по освоению месторождений нефти и газа у берегов Норвегии. Это способствовало ускорению социально-экономического развития территорий, в пределах которых действовала компания «Statoil» [3].

Из мировой практики известно, что при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80% работ приходится на долю поставщиков для нефтегазовой промышленности. Такими поставщиками являются сервисные компании, крупные металлообрабатывающие, строительные, транспортные и другие поставщики оборудования и материалов, металлоконструкций, а также научные и образовательные учреждения, являющиеся представителями различных отраслей промышленности в целом.

Важно, что именно в промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта, а также факт того, что именно промышленность определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, положительная динамика промышленности предопределяет все состояние общественного развития региона.

Борьба за получение заказов в нефтегазовой промышленности будет способствовать ускорению темпов развития и модернизации технологической базы предприятий, повышению на этой основе качества и конкурентоспособности продукции, что, в свою очередь, позволит обеспечить ресурсные возможности для дальнейшего технологического развития и экономического роста региональных предприятий.

Реализация на территории Мурманской области нефтегазовых проектов сможет оживить общеэкономическую конъюнктуру большинства отраслей Мурманской области, и прежде всего промышленности, строительного и транспортного сектора. Реализация нефтегазовых проектов способна вовлечь в работу ключевые отрасли промышленности, являющихся смежными в межотраслевых технологических цепочках, ускоренное развитие которых явится локомотивом для смежных отраслей, то есть будет стимулировать развитие своих поставщиков и т.д. Данное обстоятельство приведет к тому, что на определенном временном этапе начнут действовать мультипликативные эффекты, своего рода самовозбуждение экономического роста. В сущности, речь идет о стимулировании раскручивания восходящей спирали производственного, а впоследствии на его основе инвестиционного и потребительского спросов. Согласно результатам многих научных исследований, именно внутренний спрос является главным и наиболее надежным двигателем экономического и социального прогрессов.

Нефтегазовая промышленность способна обеспечить загрузку сотням предприятий смежных отраслей и в настоящее время имеет исключительное экономическое и социальное значение, предопределяя занятость населения, оперативность экономических связей, укрепление межрегиональных отношений, а также повышение налогооблагаемой базы. Наращивание производства в смежных отраслях промышленности будет способствовать росту спроса на продукцию этих отраслей через цепочки технологических связей и тем самым формировать у них дополнительные ресурсы.

Степень развития сопряженных отраслей характеризуется, так называемым, показателем мультипликации. Для развитых стран величина мультипликатора составляет: Норвегия – 1,6-1,7; Австралия – 1,8-2,4; США - 2,1. Расчеты показывают, что для России "нефтегазовый" мультипликатор равен 1,9 и соответствует уровню других нефтедобывающих промышленно развитых стран [5]. Примечательно, что по некоторым данным, в проекте освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения доходы российской стороны по «машиностроительной» линии (через размещение заказов у российских подрядчиков, перевозчиков и т.д.) могут вдвое превысить аналогичные ее доходы по «газовой» линии. Максимальная загрузка мощностей и увеличение объемов производства позволит основной массе региональных предприятий полноценно восстановить экономическую ситуацию, наладить финансовое хозяйство, рассчитаться с кредиторами и наращивать собственные инвестиционные возможности.

В общем виде социально-экономические эффекты для Мурманской области при освоении углеводородных месторождений выглядят следующим образом (рис. 3):

Возможные эффекты для региона от реализации нефтегазовых проектов

Рисунок 3 – Возможные эффекты для региона от реализации нефтегазовых проектов

С перемещением сырьевой базы нефтегазодобычи на шельф арктических морей возникает растущий спрос на наукоемкую, высокотехнологичную продукцию обрабатывающих отраслей промышленности.

Разработка месторождений Арктических морей создает благоприятные условия для формирования нефтегазового кластера на территории Мурманской области.

5. Организационно-экономические механизмы использования промышленного потенциала Мурманской области в вопросах реализации нефтегазовых проектов

Для успешного использования промышленного потенциала области в процессе реализации нефтегазовых проектов на ее территории, региональным компаниям необходимо отвечать ряду серьезных требований.

При проведении тендеров будут учтены технические ресурсы, репутация, производственные показатели, наличие опыта, выполнение  аналогичных видов работ ранее, наличие ресурсов для проведения работ, используемые технологии, финансовое положение, возможность приобретение полиса в страховой компании, показатели качества работ, охраны окружающей среды, структура и организация, наличие необходимого оборудования, стоимость и сроки выполнения заказов, кредитоспособность компании.

Важно отметить, что работа в нефтегазовом секторе является новым видом деятельности для региональных предприятий. Несмотря на имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, местные предприятия нуждаются в значительном повышении уровня их компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услуг, системы охраны труда, защиты окружающей среды, участия в реализации нефтегазовых проектов в роли поставщиков и т.д.

Сегодня участие поставщиков в нефтегазовых проектах определяется по результатам тендеров, в которых участвуют зарубежные компании, уже имеющие значительный опыт при выполнении подобных видов работ. Данное обстоятельство обусловливает значительные трудности конкурентной борьбы российских поставщиков с зарубежными фирмами без внешней помощи. В настоящий момент крайне важно преодолеть информационную закрытость иностранных операторов проектов, координировать разработку и производство импортозамещающей промышленной продукции.

Для эффективного и безопасного освоения месторождений и качественной работы нефтегазовой промышленности в целом, необходимо наличие протекционистской политики государства в отношении всех предприятий нефтегазового комплекса и их взаимная интеграция как для повышения собственной прибыли, так и обеспечения энергетической безопасности страны.

Одним из наиболее эффективных механизмов взаимодействия государства и предприятий нефтегазового комплекса может выступать создание промышленных кластеров, ассоциаций производственного типа или иных объединений и союзов, основанных на взаимной экономической интеграции интересов. В современной экономической литературе под кластером понимается сеть независимых производственных и/или сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости [2].

Создание подобного рода структур является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и частным бизнесом. Подобные организации являются формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуя повышению эффективности работы, жизненного уровня населения, конкурентоспособности продукции, достижения финансовой стабильности, продвижения на международные рынки отечественных компаний, а также соответствия качеству производимой продукции до стандартов мирового уровня.

Важно отметить, что крупным интегрированным структурам гораздо проще отстаивать свои интересы при взаимодействии с государственными структурами. Субъектом лоббирования на федеральном уровне не может быть отдельный мелкий или средний предприниматель. Лоббирование есть, прежде всего, сфера деятельности союзов и объединений предпринимателей, промышленных предприятий, а также крупных хозяйственных структур. Мировой опыт свидетельствует о том, что большинство прогрессивных промышленных компаний в развитых странах стремится к консолидации экономической деятельности.

Примером может служить создание для реализации норвежского проекта «Сновит» специальной Ассоциацию поставщиков нефтегазовой промышленности «Петро Арктик». В настоящее время Ассоциация «Петро Арктик» включает более 400 компаний-поставщиков, охватывающих широкий спектр товаров и услуг. Ассоциация предлагала свои услуги не только на этапах проектирования и строительства, но также и на этапе последующей эксплуатации. Аналогичная сеть поставщиков была сформирована и для проекта «Ормен Ланге».

Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного кластера, способствуют повышению компетенции предприятий, участвующих в реализации проектов, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона.

Одним из первых примеров создания подобных структур в Мурманской области является регистрация в 2006г. Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», объединяющей сегодня более 230 предприятий и организаций, желающих участвовать в реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе. Примечательно, что одним из учредителей Ассоциации выступило Правительство Мурманской области, которое активно содействовало созданию этой организации.

На сегодняшний день Ассоциация объединяет операторов проектов, генеральных подрядчиков, нефтесервисные, строительные, транспортные, судоремонтные, логистические, машиностроительные предприятия, а также образовательные, научные и исследовательские учреждения России.

В настоящее время структура членов Ассоциации «Мурманшельф» по видам деятельности выглядит следующим образом (рис.4):

Структура членов Ассоциации Мурманшельф по видам деятельности

Рис. 4 (Диаграмма 1) – Структура членов Ассоциации «Мурманшельф» по видам деятельности

Главная цель создания Ассоциации - подготовка местной промышленности, объединение предприятий, заинтересованных в участии в проекте комплексного освоения Штокмановского ГКМ и других месторождений на шельфе Арктики. Ассоциация содействует повышению компетенции предприятий-членов Ассоциации, максимальному использованию их производственного потенциала в проектах по освоению углеводородных месторождений Арктического шельфа, а также строительству соответствующей береговой инфраструктуры на территории Мурманской области. Особое внимание уделяется проблеме подготовки кадров для нефтегазовой промышленности.

За время работы Ассоциация поставщиков «Мурманшельф» создала площадку для трансферта передовых отраслевых технологий: ежемесячно проводятся обучающие семинары, привлекаются специалисты из ведущих российских и иностранных нефтегазовых компаний, создана подробная база данных региональной промышленности и многое другое.

Все это позволило многим региональным предприятиям, прежде всего среднего и малого бизнеса, изменить стратегию своего развития и взять курс на техническое перевооружение и подготовку кадров.

Подавляющее большинство членов Ассоциации «Мурманшельф», представляющих другие государства, а также другие регионы РФ, имеют регистрацию на территории Мурманской области и являются налогоплательщиками регионального бюджета, что позволяет причислять их к промышленному потенциалу региона.

Ассоциация «Мурманшельф» представляет собой формирующийся нефтегазовый кластер, в котором наблюдается взаимодействие власти, науки и бизнеса. Ассоциация предоставляет членам различные консультационные услуги, обеспечивает их необходимой научно-технической, экономической и правовой информацией, организует обмен опытом работы.

Для эффективного использования производственных и финансовых возможностей строительных компаний региона в 2008г. создан консорциум «Мурманшельф строительство». Консорциум «Мурманшельф строительство» создан с целью объединения производственных, финансовых и интеллектуальных ресурсов, а также координации действий предприятий строительного комплекса Мурманской области для совместного участия в крупных проектах, реализуемых на территории Мурманской области.

Главной задачей Консорциума является участие в строительстве портового и берегового комплексов по производству и отгрузке сжиженного природного газа и сухопутного газопровода Териберка - Волхов с соответствующей инфраструктурой. В настоящее время Консорциумом «Мурманшельф строительство» проводится работа по заключению соглашений об участии в деятельности со строительными предприятиями региона.

Наряду с этим, в 2009г. на территории Мурманской области создан Консорциум «Мурманшельф Логистика». Предприятия Консорциума готовы участвовать в решении вопросов подготовки, организации и осуществления транспортировки, таможенного оформления и хранения оборудования и грузов для строительства береговой и морской инфраструктуры нефтегазовых проектов.

Подобные интегрированные экономические структуры открывают уникальные возможности для объединения с широким кругом партнеров, включая клиентов, поставщиков, конкурентов, представителей государства, позволяют преодолевать барьеры между фирмами с различным стилем ведения бизнеса. Создание экономически интегрированных структур упрощает доступ на другие рынки, уменьшая барьеры на этом пути, повышая уровень конкуренции и принося выгоду всем партнерам экономического объединения.

6. Заключение

Очевидно, что практически во всех вариантах освоения углеводородных месторождений шельфа арктических морей Кольский полуостров выступает перспективным базовым регионом для размещения предприятий материально-технического снабжения буровых работ, эксплуатации месторождений, транспортировки нефти, газа и газового конденсата, монтажа и ремонта платформ и оборудования, обслуживания флота и социального обеспечения с использованием существующих в регионе производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Для максимального полного использования промышленного потенциала региональных предприятий необходима их экономическая интеграция и дальнейшая трансформация в формирующийся на территории Мурманской области морской нефтегазовый кластер.

Создание подобного рода структур (кластеров) также является одним из наиболее эффективных инструментов гармонизации взаимоотношений между государством и бизнесом. Подобные организации являются формой поддержки компаний всех уровней, в значительной мере способствуя повышению эффективности работы, жизненного уровня населения, конкурентоспособности продукции, достижению финансовой стабильности, продвижению на международные рынки отечественных компаний, а также соответствию качества производимой продукции до стандартов мирового уровня.

Мурманская область обладает достаточно высоким промышленным, экономическим и научным потенциалом, способным обеспечить эффективное и безопасное освоение Арктических месторождений. Очевидно, что в данных вопросах настоятельно необходимо активное участие государства для превращения Мурманской области в новый мировой энергетический и транспортный центр.

Библиографический список:

  1. Ананьев В. «До арктического шельфа у России «руки не доходят». Oil & Gas Journal , май 2010. - С. 38.
  2. Ильинский А.А., Мнацаканян О.С.,  Череповицын А.Е. Нефтегазовый комплекс Северо-запада России. Стратегический анализ и концепции развития. Санкт-Петербург, Наука. – 2006 – 475 с. – С. 207.
  3. Кутузова М. В освоении шельфа Statoil опирается на местный бизнес // Шельфовые проекты. Специальный выпуск журнала «Нефть России», 2006. – 52 с., С. 30.
  4. Маршалл Д. Шанс изменить энергетическую политику на внешнем континентальном шельфе // Нефтегазовые технологии, № 4 апрель 2006, С.21.
  5. Никитин П.Б., Кибиткин Ю.А.  «О методологии экономической оценки ресурсов нефти и газа континентального шельфа России».Вестник МГТУ, том 2, №2, 1999г., стр.41-46.
  6. www.gazprom.ru
  7. http://intratool.ru/online/market/2009/na_stroitelstvo_npz_v_murmanskoj_oblasti_potrebuetsya_4_5_let/
  8. http://taxhelp.ru/new/view_article.php?article_id=12995
  9. http://www.sevmorneftegaz.ru/projects/pnm/index.html

Экономика природопользования