Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (21), 2010

Нормативно-правовая и организационно-экономическая основа малого предпринимательства в Приднестровье

Regulatory and Organizational-economic bases of small business in Transnistria

Авторы


аспирант
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко


доктор экономических наук, профессор
Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко

Аннотация

Проведен анализ изменений действующего законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого бизнеса в Приднестровской Молдавской Республике. Установлены направления, предпринимаемые государством для создания соответствующих условий развития малого предпринимательства.

Ключевые слова

предпринимательство, нормативно-правовые акты, регистрация, налогообложение, государственный надзор.

Рекомендуемая ссылка
Янчук А.А. , Глебов В.И.
Нормативно-правовая и организационно-экономическая основа малого предпринимательства в Приднестровье// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (21). Номер статьи: 2101. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/2101/
Authors

Yanchuk A.A.
postgraduate
Transdniestrian State University named after T.G. Shevchenko

Glebov V.I.
Doctor of Economics, Professor
Transdniestrian State University named after T.G. Shevchenko

Abstract

The analysis of changes in existing legislation governing the activities of small business in the Pridnestrovian Moldavian Republic. Established the direction taken by the State to create appropriate conditions for the development of small business.

Keywords

business, regulations, registration, taxation, government oversight.

Suggested Citation
Yanchuk A.A. , Glebov V.I.
Regulatory and Organizational-economic bases of small business in Transnistria. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (21). Art. #2101. Date issued: 2010-03-25. Available at: http://eee-region.ru/article/2101/

Print Friendly, PDF & Email

Важнейшим приоритетом государственной политики в экономике на протяжении последних семи лет является улучшение инвестиционного климата, что требует совершенствования системы правовых актов, регулирующих предпринимательство.

Целью наших исследований является проведение всестороннего анализа законодательства в сфере малого бизнеса.  Результаты исследования позволят определить направления повышения эффективности государственной политики поддержки развития малого предпринимательства.

Процесс создания государством правил игры для малого бизнеса одна из распространенных аналитических тем ведущих экономистов [5, 6, 7].

Общие начала законодательного регулирования предпринимательства в Приднестровье с 1992 года в течение 8 лет  регламентировались Законом «О предпринимательской деятельности и предприятиях в ПМР», который был направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан.

 Данный закон носил временный характер и регулировал весь комплекс отношений в области предпринимательства до принятия  в 2000 году Гражданского Кодекса.

В Приднестровье под предпринимательской деятельностью определяется инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица — предприятия.

До начала занятия предпринимательской деятельностью граждане, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны зарегистрироваться в качестве предпринимателя, либо зарегистрировать юридическое лицо.

До 2007 года в республике действовало множество нормативно-правовых актов, в которые неоднократно вносились многочисленные изменения и дополнения.
Конкретные шаги по снижению административных барьеров на пути малого бизнеса были предприняты государством при принятии в 2007 году Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ПМР».

Основным изменением, помимо упорядочения многочисленных разносторонних нормативно-правовых актов, с принятием данного закона явилось  установление упрощенного порядка регистрации юридических и физических лиц в качестве субъектов малого бизнеса, определение полного перечня требуемых для регистрации документов.

Регистрация в настоящее время основывается на презумпции достоверности данных, представляемых для государственной регистрации, и осуществляется не за 15 дней, а  в 10-дневный срок.

Платная предрегистрационная подготовка документов перестала быть обязательной, а производится исключительно по желанию заявителей, стоимость услуги составляет 40 расчетных уровней минимальной заработной платы (РУ МЗП), что в 2010 году соответствует 32 $ США.

Правовые, экономические и организационные условия развития субъектов малого предпринимательства в республике определяет закон «О развитии малого предпринимательства».

Под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия и организации всех форм собственности, в которых среднесписочная численность работников за отчетный период находится в пределах до 100 человек (для предприятий торговли, общественного питания предприятий по оказанию коммунальных и социально-бытовых услуг населению — 50 человек).

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Наиболее распространенной формой организации в качестве юридического лица в республике является учреждение общества с ограниченной ответственностью, далее следуют муниципальные унитарные предприятия, а наименее распространены акционерные общества (предприятия, приватизированные трудовыми коллективами).

Отдельно в структуре субъектов малого бизнеса можно выделить переходную между юридическими и физическими лицами форму организации бизнеса в виде крестьянско-фермерского хозяйства, деятельность которых регулируется Законом «О крестьянском  (фермерском) хозяйстве».

Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним гражданином или объединением граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производство, первичную переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Число членов крестьянского (фермерского) хозяйства, не состоящих в родстве с главой хозяйства, не может превышать пяти человек.

Крестьянско-фермерская деятельность предусматривает приобретение патента на занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в республике регламентировал Закон «Об индивидуальном предпринимательском патенте», в который с 2001 года по 2009 год было внесено 25 изменений и дополнений (от 3 до 6 ежегодно).

Естественно, что нестабильность нормативной базы – это негативный фактор, но необходимо отметить, что редакция закона год от года изменялась в лучшую сторону, устранялись изначально допущенные просчеты, а нормы адаптировались к реалиям экономической действительности.

В 2009 году под прежним названием был принят новый закон, который не просто стал переизданием накопившихся изменений и дополнений, он установил новые правила поведения в данной сфере.

Так, впервые как вид индивидуального предпринимательства допущено семейное предпринимательство; из видов торгового индивидуального предпринимательства исключена мелкооптовая торговля, то есть в сферу государственного регулирования юридических лиц перешли индивидуальные предприниматели (мелкооптовые торговцы), имевшие возможность накопить достаточные ресурсы на протяжении  8 лет.

Данная мера была направлена, на прекращение расслоения сегмента рынка, так как зачастую по такому патенту работали достаточно крупные снабженческие структуры.

При принятии первоначального закона в 2001 году было установлено 50 видов предпринимательской деятельности, в результате внесения дополнений в закон перечень был расширен до 66 видов.

В новой редакции закона действует 58 видов деятельности, обобщены направления розничной торговли (по способу реализации), исключена из видов индивидуального предпринимательства розничная торговля новой бытовой техникой,   осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего, оказание риэлтерских услуг.

В кризисном для экономики республики 2009 году государственная политика поддержки малого бизнеса была направлена на создание новых микропредприятий (5-30 человек), и нашла отражение в законе «О некоторых особенностях государственной поддержки отдельных субъектов малого предпринимательства».

Образованные после принятия данного закона предприятия должны были приобрести новые  основные средства стоимостью не менее 7000 евро и могли осуществлять только один вид деятельности в предложенных государством отраслях экономики.

Обязательства таких малых предприятий по уплате налога на доходы в период осуществления государственной поддержки признаются государственными субсидиями, по истечении срока действия которой (5 лет) при исполнении организацией малого бизнеса установленных требований субсидии относятся на увеличение собственного капитала организации.

К сожалению, на наш взгляд, обязательность осуществления только одного вида деятельности и только в одной сфере экономики сделали для малого бизнеса недоступной такую государственную поддержку: за 1,5 года действия закона соответствующие микропредприятия созданы не были.

С учетом того, что осуществление предпринимательской деятельности (исключая индивидуальную) невозможно без привлечения наемного персонала, существенным, на наш взгляд, является рассмотрение вопроса об организации оплаты труда в нашей республике.

Государство в соответствии с нормами Закона «О минимальном размере оплаты труда в ПМР» обязывает всех работодателей, независимо от форм собственности, гарантировать установление работникам заработной платы в размере не ниже уровня минимального размера оплаты труда в месяц (МРОТ), величина которого ежеквартально устанавливается в двукратном размере прожиточного минимума в среднем на душу населения (по состоянию на 2 квартал 2010 года МРОТ равен 1804,9 руб. ПМР или  соответствует 174 $ США).

Если работникам установлен иной норматив рабочего времени, то работодатель обязан гарантировать установление заработной платы на уровне не менее 50 процентов от МРОТ.

Эта норма закона оправдала себя и позволила легализовать часть оплаты труда работников малого бизнеса.

Для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, на обеспечение пособиями по безработице и иными социальными выплатами в республике был принят  Закон «О едином социальном налоге», в который за 10 лет внесено 35 изменений и дополнений, в том числе 19 законами внесено 48 изменений и дополнений в текст статьи «Ставки налогообложения».

В результате ставка единого социального налога (плательщиками которого признаются юридические лица и индивидуальные предприниматели), стала единой для всех хозяйствующих субъектов и снизилась с 27% до 24%, в том числе: в Государственный пенсионный фонд — 20,7 процента; в Государственный фонд социального страхования — 3,0 процента; в Государственный фонд содействия занятости — 0,3 процента.

Наряду с общепринятой системой налогообложения, учета и отчетности, в республике действуют два специальных налоговых режима: фиксированный сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. В текст закона «Об упрощенной системе налогообложения» с момента принятия  в 2003 году было внесено 14 изменений, однако последовательными эти изменения сложно назвать, так при увеличении допустимой численности работающих в организации с 20 до 40 человек, был снижен максимальный годовой доход организации с 661632 $ США до 111840 $ США.

В результате, усиленный налоговый режим при переходе в «упрощенку» и возможные санкции за несоблюдение границ режима, перевешивают заманчивость 30% скидки по налогу на доходы, так как ни одно предприятие не воспользовалось данной системой налогообложения.

В отличие от упрощенного налогообложения, специальный режим налогообложения в виде уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога привлекателен для предпринимателей.

Применение системы налогообложения в виде уплаты фиксированного сельскохозяйственного налога предусматривает замену указанным налогом: единого социального и  земельного налога, налога на содержание жилищного фонда.

В текст закона с 2003 года было внесено 21 изменение и дополнение, в целом снизивших преимущества применения данного режима: с 2006 года из состава налогов, которые заменяются уплатой фиксированного сельскохозяйственного налога, были исключены платежи за загрязнение окружающей среды, плата за патент на индивидуальную предпринимательскую деятельность, также были увеличены ставки налогообложения (в расчетных уровнях минимальной заработной платы) за 1 га с 30 РУ МЗП по пашне и многолетним насаждениям и 20 РУ МЗП по пастбищам, залежам и сенокосам до 40 РУ МЗП и 30 РУ МЗП соответственно, а на земли несельскохозяйственного назначения за 1 кв.метр  с 0,003 РУ МЗП до 0,006 РУ МЗП. Изменен и порядок внесения налога: так, если ранее в четвертом квартале следовало уплачивать 50% от суммы налога, а в первом 10%, то с 2009 года 40% и 20% соответственно.

В результате внесенных изменений численность предприятий в данном режиме поступательно снижается, особенно индивидуальных предпринимателей, которые снова вынуждены приобретать патент, с 50 юр.лиц и 34 крестьянско-фермерских хозяйств в 2006 году до 33 юр.лиц и 16 крестьянско-фермерских хозяйств в 2009 году.

Для установления принципов осуществления контрольной (надзорной) деятельности органами государственной власти и в целях защиты прав юридических лиц, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в республике был принят закон «О порядке проведения проверок при осуществлении государственного контроля (надзора)». Законом установлен единый порядок проведения надзора, режимы контроля (обычный, усиленный и облегченный) и максимальная продолжительность контрольного мероприятия (один месяц).

Применение положений данного закона на практике позволило значительно сократить число проверок, упорядочить ход их проведения, а также положительно повлияло на сознание предпринимателей, на ощущение реальности прав, которыми их наделил закон. Так, по коллективному обращению предпринимателей республики Конституционным судом было вынесено определение о неправомерности вынесения постановлений о наложении штрафных санкций налоговыми инспекциями, размер штрафов может быть определен только решением суда. В результате органы контроля были вынуждены считаться с принципом презумпции невиновности налогоплательщиков.

Таким образом,  проводимая государственная политика, выраженная в изменениях действующего законодательства, эффективно влияет на развитие сектора малого бизнеса о чем свидетельствуют увеличение таких показателей, как численность занятых в данной сфере за последние семь лет (с 7% до 25%  от численности всего занятого населения), поступления в консолидированный бюджет республики (с 4% до 12% от доходной части бюджета), и др.

Однако, с учетом невостребованности упрощенной системы налогообложения и государственной поддержки микропредприятий, очевидна необходимость рассмотрения вопроса об изменении указанных законов, а также о целесообразности введения единого налога на вмененный доход для субъектов малого бизнеса.

Библиографический список:

  1. «Статистический ежегодник ПМР» 2009 год.
  2. «Официальный Вестник ПРБ»,  №12, 2009г.
  3. «Деятельность организаций негосударственной формы собственности с численностью работников до 100 чел.» Пресс-выпуск Министерства экономики ПМР за 2002г.- 2009г.
  4. Сборники актов законодательства: СЗМР 92-2, СЗМР 99-1, СЗМР 00-2, СЗМР 00-3, САЗ 01-53, , САЗ 02-31, САЗ 04-22, САЗ 06-26,  САЗ 07-25,  САЗ 08-38,САЗ 09-05, САЗ 10-12.
  5. Блинов А. «Малое предпринимательство и большая политика», «Вопросы экономики», 1996г. №7, с.39-45.
  6. А.Дадашев, Н.Головацкая «Эффективность поддержки малого предпринимательства», «Вопросы экономики» №7, 2002 г., с.127-139.
  7. А.Орлов «Перспективы развития малого предпринимательства в России», «Вопросы экономики», 2002 год №7, с. 119-125.

Локальные рынки и межрегиональные связи