Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (12), 2007

Формирование инфраструктуры регионального потребительского рынка

Formation of the infrastructure of the regional consumer market

Авторы


Институт физики при Дагестанском научном центре РАН
tamaeva@mail.ru

Аннотация

Инфраструктура потребительского рынка имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов инфраструктуры. И основная из них - обслуживание, главным образом, сферы обращения товаров и услуг. Характерные особенности этой инфраструктуры, закономерности ее становления и развития определяются спецификой сферы обращения товаров и услуг, самого потребительского рынка и его составляющих элементов – продовольственного рынка, рынка непродовольственных товаров, рынка услуг и рынка личного недвижимого имущества. В процессе формирования оптимальной действенной инфраструктуры потребительского рынка большое значение имеет сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования.

Ключевые слова

инфраструктура, потребительский рынок, сфера обращения товаров и услуг, рынок, государственное регулирование экономики

Рекомендуемая ссылка
Тамаева Аминат Мурадовна
Формирование инфраструктуры регионального потребительского рынка// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (12). Номер статьи: 1207. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/1207/
Authors

Tamaeva Aminat Muradovna
Institute of Physics, Dagestan Scientific Center of RAS
tamaeva@mail.ru

Abstract

The infrastructure of the consumer market has some specific features that distinguish it from other types of infrastructure. And most of them - the service, mainly the sphere of circulation of goods and services. Characteristic features of this infrastructure, the laws of its formation and development are determined by the specifics of the circulation of goods and services of the consumer market and its constituent elements - the food market, the market for consumer goods and market services and personal real estate market. In the process of forming the optimal effective infrastructure of the consumer market is very important combination of state and market regulation mechanisms.

Keywords

infrastructure, consumer market, the sphere of circulation of goods and services, market and state regulation of economy

Suggested Citation
Tamaeva Aminat Muradovna
Formation of the infrastructure of the regional consumer market. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (12). Art. #1207. Date issued: 2007-12-30. Available at: http://eee-region.ru/article/1207/

Print Friendly, PDF & Email

Функционирование регионального потребительского рынка призвана обеспечивать соответствующая инфраструктура, т.е. его состав­ные части, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность рыночной системы в целом. Именно наличие развитой инфраструктуры потребительского рынка является одним из главных факторов обеспечения гибкого реагирования на сигналы потребности и спроса. Оны выступает реальной предпосылкой формирования слитных экономических отношений, создающих гармоничную цепочку в воспроизводственном цикле «производство-обмен-потребление — производство…».

Чтобы подойти к определению именно инфраструктуры потребительского рынка, необходимо исходить из понятия инфраструктуры как таковой. Понятие «инфраструктура» берет свое начало от лингвистического смысла латинских слов «infra»- под, ниже и «structure»-строение, расположение, т.е. данный термин, интерпретируется как «фундамент» или «нижнее строение». Термин «инфраструктура» был использован впервые в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века).

Английский экономист А. Янгстон называет первооткрывателем термина «инфраструктура» Х.Зингера, употребившего в начале 40-х гг. ХХ в. Термин «overhead capital» — «инфраструктура».

В 40-е годы ХХ в. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства[1].

В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы. Ряд ученых экономистов, исследуя теоретические проблемы формирования всей системы инфраструктуры народного хозяйства, приходит к выводу о необходимости выделения в качестве объекта исследования относительно самостоятельной подсистемы – рыночной инфраструктуры, обслуживающей процессы в сфере обращения. Позже под рыночной инфраструктурой стали понимать комплекс обслуживающих рынок сфер деятельности, формирование которых необходимо для перехода экономики к развитым рыночным отношениям.

В современной экономической литературе термин «рыночная инфраструктура» трактуется по-разному.

Так, В.П. Федько и Н.Г. Федько под рыночной инфраструктурой понимают «совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве»[2]. Они выделяют систему институтов составляющих инфраструктуру рынка — кредитная система и банки, сырьевые, фондовые и валютные биржи, биржи труда, аукционы, ярмарки, страховые компании, специализированные рекламные и информационные агентства, торговые палаты, аудиторские компании, консультационные (консалтинговые) компании, а также система государственного регулирования и т.д.

А.К. Корольчук рассматривает инфраструктуру рынка как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, также он считает, что важной частью инфраструктуры рынка является разветвленная система законодательства, регулирующая правовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и определяющая правила «рыночной игры»[3].

Профессор И.К. Беляевский дает следующее определение «инфраструктура рынка – это совокупность вспомогательных подотраслей и средств, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы — взаимный поиск друг друга продавцами и покупателями, товародвижение, обмен товаров на деньги, а также хозяйственно-экономическую и финансовую деятельность рыночных структур»[4].

Т. Киселева считает, что «инфраструктура рынка может быть определена как комплекс институтов, обеспечивающих нормальное, непрерывное функционирование рынка, выполняющих функции посредников и берущих на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного кругооборота между домохозяйствами и фирмами»[5].

Следует отметить, что в вышеприведенных определениях нашли отражения основные функции, роль и значение инфраструктуры как отрасли либо межотраслевого комплекса. Вместе с тем, при определении понятия «инфраструктура» следует, прежде всего, выявить его место в системе категорий, выражающих производственно экономические отношения. Именно такой подход, как нам представляется, может обеспечить системное представление о сущности и роли инфраструктуры, имеющей как материально-вещественную форму, так и, что весьма важно — формирующей определенные экономические отношения между хозяйствующими субъектами сфера производства и обращения товаров и услуг. Правы, на наш взгляд, А.С.Новоселов, Федько В.П. и Федько Н.Г., отмечающие, что эти два аспекта инфраструктуры должны рассматриваться как две стороны единого понятия, явления[6].

Инфраструктура потребительского рынка имеет ряд специфических особенностей, отличающих ее от других видов инфраструктуры. И основная из них — обслуживание, главным образом, сферы обращения товаров и услуг.

Характерные особенности этой инфраструктуры, закономерности ее становления и развития определяются спецификой сферы обращения товаров и услуг, самого потребительского рынка и его составляющих элементов – продовольственного рынка, рынка непродовольственных товаров, рынка услуг и рынка личного недвижимого имущества.

Следует отметить, что одним из важнейших отличительных свойств инфраструктуры потребительского рынка выступает ее структурное содержание — набор взаимосвязанных элементов, которые в совокупности формируют инфраструктурную систему потребительского рынка.

Инфраструктурная система потребительского рынка включает в себя большое количество элементов, которые тесно связаны между собой и в совокупности играют важную роль в экономике. В литературе приводится разная классификация составляющих инфраструктурного системы потребительского рынка[7]. Только в работе Федько В. П., Федько Н.Г. систематизированы 23 взгляда на данную проблему[8].

Все эти авторы, исходят из различных критериев отнесения предприятий и организаций к инфраструктурной системе потребительского рынка в соответствии с поставленными целями и задачами проводимых исследований. С нашей точки зрения, инфраструктурная система потребительского рынка состоит из следующих элементов:

  • Торговые предприятия и организации
  • Складское хозяйство
  • Коммерческо-посреднические организации
  • Организации по оказанию услуг
  • Транспортное обслуживание
  • Финансово-кредитные организации
  • Информационные организации
  • Нормативно-правовое обеспечение-юридические организации.

В процессе формирования оптимальной действенной инфраструктуры потребительского рынка большое значение имеет сочетание государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью активного участия государственных органов в формировании инфраструктуры потребительского рынка является создание соответствующих условий, обеспечивающих нормальное функционирование потребительского рынка. Формы и механизмы государственного регулирования формирования инфраструктуры потребительского носят динамичный и достаточно гибкий характер, их реализация осуществляется соответствующими государственными органами (законодательными, исполнительными, контролирующими и др.).

Таким образом, инфраструктура, как экономическая категория, выражает отношения по поводу производства и оказания услуг, направленных на создание условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов в системе «производство-потребление». Основным объектом, определяющим ее функциональное назначение, является сфера движения товаров и услуг. Соответственно, структурное содержание инфраструктуры регионального потребительского рынка можно представить в виде таких крупных взаимосвязанных блоков, как торгово-посреднический, информационный, производственный, экономико-правовой, финансово-кредитный.

Используемые источники:

  1. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира.- СПб: Изд-во Михайлова В.А.,2000,С.20
  2. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка.- Ростов н/Д:Феникс,2000.
  3. Корольчук А.К. Мировая экономика. Экоперспектива, 2003 .С. 34
  4. Беляевский И. К. Статистика рынка товаров и услуг. – М.: 1995
  5. Т. Киселева. Исследование социально-экономических и политических процессов. Практикум. Питер. М.:2006.
  6. Новоселов А.С. Теория региональных рынков // Под ред. А.Р.Бернвальда. – Ростов-на Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение,2002. с.20; Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка.- Ростов н/Д: Феникс,2000. с.14,26,29.
  7. Власов В.В. Япония: производственная инфраструктура. – М.: Наука,1991,гл.1; Зайналов М. И. Формирование и функционирование продовольственного рынка: региональный аспект. – М.: Наука, 1993, с. 11-14.
  8. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.с. 68-69.

Локальные рынки и межрегиональные связи