Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №4 (12), 2007

Межбюджетные отношения как главный экономический механизм в выравнивании уровней социально-экономического развития территорий

Intergovernmental relations as the main economic mechanism to equalize the level of socio-economic development of territories

Авторы


Сибирская академия государственной службы
saas@mail.ru

Аннотация

Особенностью бюджетной системы России является превышение расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышение доходов федерального бюджета над его расходами. Эта тенденция противоречит зарубежной практике, согласно которой в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы. В связи с этим, значительная централизация налоговых доходов на уровне федерального центра привела к росту несбалансированности региональных и муниципальных бюджетов и снижению стимулов развития их доходной базы, к увеличению объемов встречных финансовых потоков между регионами и федеральным центром и между муниципальными образованиями и субъектами Федерации.

Ключевые слова

бюджетная система, расходы, дефицит бюджета, доходная база, налоговые доходы, регион, муниципальные образования

Рекомендуемая ссылка
Саая Солангы Николаевна
Межбюджетные отношения как главный экономический механизм в выравнивании уровней социально-экономического развития территорий// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №4 (12). Номер статьи: 1204. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/1204/
Authors

Saaya Solang Nikolaevna
Siberian Academy of Public Administration
saas@mail.ru

Abstract

A feature of the budget system of Russia is the excess of expenditure budgets of the regional (sub-federal) level of their income and the excess of federal revenues over expenditures. This trend is contrary to international practice, according to which in most countries (except Finland) federal budgets are in deficit, and revenues of regional budgets are equal to or exceed their costs. In this regard, a significant centralization of tax revenues at the federal government has led to an increase in the imbalance of regional and municipal budgets and reduced incentives for the development of their revenue base, to increase the amount of counter financial flows between regions and between the federal center and the municipal and federal entities.

Keywords

budget system, the costs, the budget deficit, the revenue base, tax revenue, district and municipal education

Suggested Citation
Saaya Solang Nikolaevna
Intergovernmental relations as the main economic mechanism to equalize the level of socio-economic development of territories. Regional economy and management: electronic scientific journal. №4 (12). Art. #1204. Date issued: 2007-12-30. Available at: http://eee-region.ru/article/1204/

Print Friendly, PDF & Email

В условиях концентрации финансовых ресурсов на федеральном уровне при постоянном дефиците средств субфедеральных бюджетов роль главного механизма сглаживания поляризации выполняют экономические методы. Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в регионе в нужное государству русло. Безусловно, главным экономическим методом являются межбюджетные отношения.

В законодательных и экономических подходах существует множество понятий «межбюджетные отношения» [1,2,3]. По нашему мнению термин «межбюджетные отношения» означает взаимоотношения между органами власти разных уровней по вопросам разграничения расходных и доходных полномочий, соответствующих им расходных и доходных источников, а также межбюджетному регулированию: перераспределению средств между бюджетами разных уровней в разных формах в целях сглаживания уровней минимальной бюджетной обеспеченности.

Особенностью бюджетной системы России является превышение расходов бюджетов регионального (субфедерального) уровня над их доходами и превышение доходов федерального бюджета над его расходами. Эта тенденция противоречит зарубежной практике, согласно которой в большинстве стран мира (за исключением Финляндии) федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.

В связи с этим, значительная централизация налоговых доходов на уровне федерального центра привела к росту несбалансированности региональных и муниципальных бюджетов и снижению стимулов развития их доходной базы, к увеличению объемов встречных финансовых потоков между регионами и федеральным центром и между муниципальными образованиями и субъектами Федерации.

Отметим, что с 2006 года возможность применения временных нормативов от распределения регулирующих налогов предусматривается только внутри регионов и лишь по налогу на доходы физических лиц взамен дотаций местным бюджетам, исчисленным (подушевым методом) на формализованной основе.

Нерациональное распределение на первичном этапе финансовых средств, приводит к повторному перераспределению, что экономически менее эффективно. Дальнейшее сглаживание социально-экономических различий регионов осуществляется посредством различных бюджетных инструментов таких, как: фонды финансовой помощи, дотации, субсидии, субвенции, кредиты, льготы и т.д. Из всего многообразия инструментов межбюджетных отношений выделим два основных, используемых в российской практике, инструмента.

Первый. Пять фондов финансовой помощи. С 2005 года оказание финансовой помощи регионам осуществляется из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Федерального фонда компенсаций, Федерального фонда регионального развития, Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов и Федерального фонда софинансирования социальных расходов. При этом содержание и структура фондов существенно изменились в связи с разграничением полномочий между различными уровнями власти и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что основным направлением оказания финансовой помощи бюджетам других уровней остаются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

В 2007 году в соответствии с Законом «О федеральном бюджете на 2007 год» получателями средств из этого фонда в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности является 67 субъектов Российской Федерации или 77% регионов России.

Механизм выравнивающих трансфертов (аналогично тем, которые применяются внутри стран) применяется и в Европейском содружестве. Особая роль отводилась им при разработке программ объединения стран в Европейском содружестве и направлялась на повышение экономического стимулирования развития отстающих регионов, отраслей, на решение острых социально-экономических проблем. Средства аккумулируются и распределяются через специально созданные фонды, комитеты, Европейский инвестиционный банк.

В программе стимулирования развития слаборазвитых районов в качестве ориентира для определения уровня экономического развития потенциальных реципиентов используется соотношение ВВП на душу населения (нижняя планка для получения выплат — ВВП на душу населения не должен превышать 75% среднего по ЕС) [4].

Второй. Различные виды целевых дотаций, субсидий и субвенций, основными из которых являются:

  • дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, образованные в целях оказания финансовой поддержки территориальных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства, объема расходных обязательств в составе расходов федерального бюджета;
  • субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование дорожного хозяйства.
  • субсидии на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и бесхозяйных гидротехнических сооружений
  • субвенции бюджетам наукоградов на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры

Таким образом, в новом бюджетном законодательстве предпочтение отдается межбюджетному регулированию через безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам других уровней в разных формах.

Состояние межбюджетных отношений внутри регионов в значительной степени зависит от того, как они складываются между федеральным Центром и регионами. Более того, зависимость муниципальных бюджетов от финансовой помощи региональных властей намного существенней, чем зависимость региональных бюджетов от финансовой поддержки федерального бюджета.

В последние годы местные бюджеты были ознаменованы сокращением доходов муниципальных образований. Это произошло в связи с принятием II части Налогового кодекса Российской Федерации, который централизовал полностью в федеральном бюджете НДС; отменил основной местный налог на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы; ввел плоскую шкалу подоходного налога; отменил налог с продаж. В то же время Бюджетный кодекс Российской Федерации определил принцип самостоятельности бюджетов, а также принцип их сбалансированности. Что означает, что предусмотренные в бюджете минимально необходимые расходы должны обеспечиваться доходами, а при допустимом законодательством дефиците следует иметь источник его покрытия.

Большие изменения претерпела расходная часть территориальных бюджетов. Поскольку почти все объекты социальной сферы переданы в ведение региональных и местных органов власти, значительная часть расходов стала финансироваться за счет территориальных бюджетов.

В сложившихся обстоятельствах усилилось несбалансированность между возложенными на территориальные бюджеты финансовыми обязательствами и реальными возможностями по их выполнению. Отсюда констатируем, что в России до настоящего времени не реализован принцип самостоятельности местных бюджетов. Большая часть доходной базы этих бюджетов зависит от средств, поступающих в порядке межбюджетного регулирования, к которым относится отчисления от федеральных и региональных дотаций и субсидий в различных формах из региональных бюджетов. Более того, существует тенденция концентрации финансовых ресурсов на уровне субъектов Федерации.

Существующий механизм межбюджетных отношений не может существенно улучшить положение муниципальных образований. Он позволяет лишь поддерживать расходы местных бюджетов на минимально допустимом уровне.

На наш взгляд, необходимо преодолеть тенденцию все большей унитаризации системы государственных и муниципальных финансов, реального расширения налоговых полномочий субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. Иначе, региональные и местные органы власти лишатся всех финансовых стимулов для самостоятельной реализации принадлежащих им расходных полномочий.

Список литературы:

  1. Колесов А.С. Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования/ //Финансы. 2002 г. № 2. с.3-7.
  2. Рыбакова Р.Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений.//Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. — №9(177). – с.16-21.
  3. Господарчук Г.Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов.// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. — №3(171) – с.19-24.
  4. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. – М.: Экономика, 2000.

Финансы регионов