Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №3 (11), 2007

Долгосрочная социально-экономическая политика субъекта федерации как главный инструмент реализации исторической миссии региона

The long-term socio-economic policy of federal subject as the main tool implementing the historic mission of the region

Авторы


кандидат исторических наук, доцент
Вологодский государственный технический университет
budanov@mail.ru

Аннотация

В статье на примере деятельности органов управления Вологодской области анализируется сущность и важнейшие особенности формирования и реализации социально-экономической политики на уровне субъекта федерации. Выявлены негативные моменты в организации региональной социально-экономической политики в Вологодской области и показаны конкретные пути их устранения соответствующие особенностям регионального развития. Предложены принципы и методология формирования социально-экономической политики, соответствующие исторической миссии региона.

Ключевые слова

управление, социально-экономическая политика, субъект федерации, региональное развитие, миссия региона

Рекомендуемая ссылка
Буданов Геннадий Африканович
Долгосрочная социально-экономическая политика субъекта федерации как главный инструмент реализации исторической миссии региона// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №3 (11). Номер статьи: 1106. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/1106/
Authors

Budanov Gennady Afrikanovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Vologda State Technical University
budanov@mail.ru

Abstract

In this paper an example of the government of Vologda area the essence and the essential features of the formation and implementation of socio-economic policies at the regional level of the federation. Revealed negative aspects of the organization of regional socio-economic policies in the Vologda region, and shows the concrete ways to address them relevant features of regional development. The principles and methodology for the formation of social and economic policy, the relevant historical mission in the region.

Keywords

management, socio-economic policy, the subject of federal, regional development, the mission of the region

Suggested Citation
Budanov Gennady Afrikanovich
The long-term socio-economic policy of federal subject as the main tool implementing the historic mission of the region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №3 (11). Art. #1106. Date issued: 2007-09-29. Available at: http://eee-region.ru/article/1106/

Неравномерность регионального развития относится к фундаментальным общемировым процессам. Подобный феномен обусловлен не только разнообразием физико-географических, геополитических, экономических, исторических и многих других условий, но и тенденциями концентрации и деконцентрации производительных сил, которые в итоге ведут к неравномерному размещению хозяйства и населения по территории планеты, страны и региона. Поэтому практически все страны принимают меры по сдерживанию межрегиональных экономических и социальных различий, проводя ту или иную региональную политику.

Необходимость проведения активной региональной политики наиболее актуальна для России, которая выделяется огромными территориями, уникальным разнообразием природных, геополитических, этносоциальных, культурных, социальных и других условий в разных частях государства. Тем более, что с началом рыночных реформ усилилась социально-экономическая дифференциация регионов, наметились неблагоприятные тенденции дивергенции и дезинтеграции экономического пространства России.

Вместе с тем, целостность экономического пространства России не может быть обеспечена исключительно усилиями центральных (федеральных) властей. Жесткость политической конструкции государства может и должна обеспечиваться не только «вертикальными» связями, но и активным взаимодействием региональных структур власти, т.е. «горизонтальными» связями. В таких условиях регионы получают не только большой круг полномочий, но и гигантский объем ответственности за состояние дел в самих регионах, за характер и масштабы межрегионального взаимодействия, и другие направления экономической, политической, культурной жизни регионов.

Различают три уровня формирования и реализации региональной политики: на уровне федерации, на уровне региона и на уровне муниципального самообразования. Процессы и тенденции формирования и проведения региональной политики на федеральном уровне нашли значительное отражение в экономической литературе, а проблемы содержания и формирования социально-экономической политики на уровне региона в отечественной экономической литературе отражены только фрагментально.

Наличие многих дискуссионных и нерешенных вопросов по проблемам формирования и реализации социально-экономической политики на уровне субъекта РФ обусловили выбор темы исследования. Объектом исследования выступает субъект РФ как реципиент региональной социально-экономической политики. Исследование формирования и реализации социально-экономической политики на региональном уровне проводится на примере Вологодской области – типичного представителя национально-территориального образования – субъекта РФ.

Социально-экономические процессы, проходящие в области, характерны для всей страны (приватизация, формирование многоукладной экономики, падение объема производства и ухудшение уровня жизни населения и т.д.). Возникающие в области социально-экономические проблемы свойственны значительной группе регионов (снижение численности постоянного населения, необходимость диверсификации экономики, решение проблем безработицы в сельском хозяйстве и т.д.). Регион обладает специфическими характеристиками, к числу которых можно отнести уникальное географическое положение. На территории области развитие экономики в значительной мере определяется одним структурообразующим предприятием – «Северсталь». Собственнику этого предприятия принадлежит большая часть экономической власти в регионе. Велик разрыв в уровне и темпах развития индустриального центра и периферии. Административный центр области (г. Вологда) по экономическому развитию уступает крупному областному городу (г. Череповец), в области наблюдаются быстрые темпы проведения экономических реформ и т.д.

Формирование социально-экономической политики на уровне субъекта федерации должно отвечать интересам региона, к которым можно отнести повышение социально-экономического статуса области, изменение состояния экологической и медико-демографической ситуации, развитие и создание современной дорожно-транспортной инфраструктуры и т.д. Эти интересы формулирует, выражает и защищает региональная власть. Но само существование региональной власти во многом зависит от позиции центра, от решений федеральной власти относительно региона. Региональная властная элита (желая остаться во власти) при формировании и реализации политики внутри субъекта федерации должна находить компромисс между интересами центра и региона. Региональная элита имеет и частный групповой интерес, который заключается в том, чтобы при решении федеральных проблем в области увеличивать свое политическое значение. Укрепление политического веса региональной элиты возможно за счет экономического развития подведомственной им территории. Для обеспечения комфортных условий своей деятельности региональная власть вынуждена обеспечивать социальную стабильность в области, для чего нужно хотя бы частично, но удовлетворять интересы населения, общества и бизнеса.

Анализ сущности и важнейших особенностей формирования социально-экономической политики на уровне субъекта федерации в современных условиях позволил сформулировать некоторые теоретические выводы, практические предложения и рекомендации по проблемам формирования и реализации долговременных целей социально-экономической политики на уровне субъекта федерации.

Формирование и реализация региональной социально-экономической политики прошли три этапа. На каждом этапе в связи с изменением принципов формирования политики менялись ее цели и содержание, которые соответствовали содержанию этапов, и только частично соответствовали исторической миссии региона. Делается вывод о том, что для того чтобы тактическая и стратегическая социально-экономическая политика соответствовала исторической миссии региона и выражала региональные интересы, она должна иметь долговременные цели которые будут известны и понятны ее субъектам и объектам. В связи с этим необходимо чтобы формирование и реализация региональной социально-экономической политики соответствовали исторической миссии региона. Миссия – это историческое предназначение региона, это своя формула развития, это определение собственной экономической ниши в общероссийском и межрегиональном обмене, исходя из рыночных основ территориального разделения труда и учета специфики культурных и социальных особенностей региона. На сегодняшний день региональной властью миссия региона не сформулирована.

Предложено на базе обсуждения в СМИ и общественных организациях, с участием представителей бизнеса, общества, всех слоев и социальных групп населения, сформулировать историческую миссию региона, которая станет отправной точкой планирования управленческой деятельности органов государственной власти, скоординирует цели экономическим агентам и стратегию поведения домашних хозяйств. Главной долгосрочной целью региональной социально-экономической политики должна стать разработка и реализация мер, по формированию количественного и качественного трудового потенциала в области, который будет способствовать региону в выполнении его исторической миссии.

Выявлено, что часть существующих социально-экономических проблем региона имеют корни в историческом прошлом, а некоторые появились только в период смены экономической модели.

Например, еще в советский период политика, проводимая центральной властью в отношении региона, сформировала в области металлургический комплекс, который превратился в структурообразующее предприятие нынешней региональной экономической системы. Деятельность металлургического комплекса значительно ухудшила экологическую ситуацию в регионе. По загрязнению окружающей среды Вологодская область многие десятилетия входит в первую десятку самых неблагополучных регионов страны по состоянию окружающей среды, а город Череповец устойчиво занимает третье место среди самых загрязненных городов страны по состоянию экологической ситуации.

Наличие долговременно нерешаемых проблем в регионе является дополнительным аргументом в необходимости иметь долговременную социально-экономическую политику на уровне субъекта федерации.

Сегодня экологическая политика на уровне предприятия является пассивной, т.е. инициируется требованиями соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду (ПДВ, ПДС) или лимитов изъятия природных ресурсов. Пассивную экологическую политику предприятия стимулируют нынешние властные экономические и административные методы (нормирование воздействий, процедуры ОВОС и экологический контроль). Сегодняшняя система в области экологии это – соблюдение нормативов, лоббирование интересов предприятия во властных структурах, выполнение программ различного уровня.

Учитывая, что пассивная экологическая политика ведет к накоплению экологического ущерба, что оказывает отрицательное влияние на здоровье населения, предлагается перейти к проведению активной экологической политики, которая предусматривает изменение стимулов и мотивов действий предприятий. Во-первых, это добровольная инициатива предприятия. Она мотивируется рядом причин: формирование имиджа экологически ответственного предприятия («зеленый» имидж), перспективами выхода с продукцией на международный рынок, внедрением системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISО 14000, снижением сырьевой составляющей в структуре затрат и уменьшение значимости экологических рисков в случае изменения требований законодательства (обязательное экологическое страхование, экологический аудит, ужесточение нормативов и др.). Стимулирование предприятий формировать активную экологическую политику должно стать одним из основных направлений экономического механизма рационального природопользования. В изменении экологического имиджа, социально-экономического статуса региона заинтересованы экономические агенты.

Выявлено, что в области происходит сокращение количества сельскохозяйственных земель, увеличивается степень износа основных производственных фондов, сокращается степень их обновления, уменьшается численность трудоспособного населения, сокращается количество продукции изготовленной из местного сырья и материалов. Предлагается изменить порядок ранжирования имеющихся социально-экономических проблем в регионе. В настоящее время главной проблемой региона, по мнению администрации области, считается недостаточная устойчивость экономического роста. Эта проблема действительно существует, но как показывают результаты исследования, в настоящее время главной проблемой является уменьшение национального богатства в регионе. Только решив проблему увеличения национального богатства, рациональное его использование можно будет обеспечить достойную жизнь для нынешних и будущих поколений.

Остаточный принцип финансирования инфраструктуры, наряду с другими факторами, способствовал ускорению миграции населения за пределы области, сокращению численности населенных пунктов и сельского населения. В 1939 году в области на территории сельской местности проживало 1311,7 тысяч человек населения. Индустриализация страны и вторая мировая война сократили к 1951 году численность сельского населения в области на 458,9 тысячи человек. За следующие двадцать лет (к 1971г.) сокращение жителей села произошло на 233,8 тысяч человек. К 1991 году (следующее двадцатилетие) численность сельского населения сократилась на 196,5 тысяч человек [1. С. 32.]. А за период с 1991 по 2005 год число живущих в сельской местности сократилось еще на 65,5 тысяч человек. Если в 1939 году в сельской местности проживало 1311,7 тысяч, то в 2005 году – 393 тысячи человек, [2. С.35.]. Таким образом, произошло сокращение численности сельского населения почти в три раза. К 2000 году в деревне значительно сократилось количество репродуктивных женщин, что привело к резкому снижению рождаемости на селе, одновременно сокращается миграция (особенно молодежи) из села в город. Резкое снижение миграции из села в город привело к тому что, начиная с 2000 года, в области стало наблюдаться сокращение и численности горожан. Обе эти тенденции привели к уменьшению численности постоянного населения области в индустриальном и периферийном секторах экономики. Сокращение численности сельского населения считается прогрессивной тенденцией развития экономики, но эта тенденция в регионе не соответствует темпам повышения производительности труда. В результате в сельскохозяйственном секторе региона происходит сокращение использования сельскохозяйственных земель, уменьшился выпуск сельскохозяйственной продукции, ухудшаются многие качественные характеристики трудового потенциала на селе.

В настоящее время главной целью социально-экономического развития Вологодской области считается обеспечение стабильного уровня жизни населения на основе устойчивого сбалансированного развития экономики области. Результаты исследования показывают необходимость изменить принцип ранжирования целей, приоритетной целью социально-экономической политики должна быть ликвидация предкризисной медико-демографической ситуации в регионе, т.к. все остальные проблемы, имеющиеся в регионе, не являются кризисными.

Для решения медико-демографической ситуации особое значение имеет укрепление института «семья» и создания возможностей для увеличения доходов главы семьи.

Определения эффективности региональной политики с помощью ВРП как интегрального показателя не соответствует общерегиональным интересам. Считается, что если происходит увеличение ВРП, то имеется рост экономики, который обеспечивает повышение благосостояния населения, уменьшает безработицу, повышает занятость населения. В регионе эти положения не нашли подтверждения [1. С. 19, 20.]. Так, с 1995 по 1996 год – наибольшие темпы падения производства, а в общем объеме доходов населения доля дохода от заработной платы растет, увеличивается занятость населения, происходит падение уровня безработицы. В 1997 году наблюдается оживление экономики, а в регионе происходит увеличение темпов безработицы и уменьшение занятости населения. В 1999 году начинается подъем экономики, а доля доходов от заработной платы уменьшается. В 2000 году продолжается подъем экономики, а показатель среднегодовой занятости населения сокращается. В 2001 году происходит снижение темпов экономического роста, а в регионе доля доходов от заработной платы возрастает. В 2003 году продолжается рост экономики, а темпы прироста безработных увеличиваются, среднегодовая численность занятых сокращается. В 2004 году темпы безработицы возрастают, уменьшается среднегодовая численность занятых, а доля доходов от заработной платы возрастает [2. С. 22, 69.].

По нашему мнению, причина того, что сегменты рынка труда вели себя неадекватно изменению ВРП связано с тем, что этот показатель включает в себя часть продукцию теневой экономики, размер которой в регионе значителен. Кроме валового регионального продукта, теневой экономики отдельные сегменты рынка труда испытывают последствия влияния политического цикла на экономический процесс. Результаты исследования свидетельствуют о том, что нет прямой зависимости между динамикой ВРП и безработицей, между ростом ВРП и изменением занятости.

Показатель роста ВРП недостаточно отражает факторы, способствующие повышению благосостояния населения. В исследуемый период наибольшее влияние на степень благосостояния жителей оказывали изменения в демографической структуре населения [1. С. 33, 34.; 2. С. 35, 36.]. Данные статистики показывают, что в регионе сокращается количество детей, стариков, уменьшается общая численность населения, возрастает доля трудоспособных. Можно констатировать, что произошедшие изменения в демографической структуре населения в большей степени повлияли на благосостояние жителей области, чем изменение ВРП. Уменьшение численности детей и стариков, (т.е. людей, которые в данный момент не производят экономических благ) при увеличении в общей численности населения доли трудоспособных, автоматически увеличивает доход на душу населения, создает повышения благосостояния в данный момент времени. В регионе нет прямой зависимости между изменением ВРП и благосостоянием населения.

Таким образом, результаты исследования показывают, что рыночные сигналы не дают информации об истинном социально-экономическом состоянии региона, что затрудняет ранжирование возникающих социально-экономических проблем, способствует неверному выбору приоритетов в социально-экономической политике субъекта федерации. Критерием эффективной деятельности региональной власти следует считать не экономический рост, определяемый на основе динамики валового регионального продукта, а систему индикаторов, показывающую динамику уровня и качества жизни населения, отвечающую интересам населения. Например, интересам населения отвечает наличие крепкого здоровья, долгая и активная жизнь человека. Показателями этих интересов могут соответствовать: уровень заболеваемости населения, средняя продолжительность жизни, калорийность питания, уровень инвалидизации и т.д.

Существующая методика формирования планирования социально-экономического развития отвечает интересам бюрократии, монополистов, и только частично соответствует интересам региона. Для того чтобы социально-экономическая политика, соответствующая интересам региона, действительно была долговременной она должна быть законом, т.е. обязательной для исполнения любой действующей исполнительной властью. Предлагается разработать и принять областной закон о долговременной региональной социально-экономической политике.

Автор полагает, что вышеизложенные теоретические выводы и практические рекомендации доказывают необходимость формирования и реализацию долговременных целей региональной социально-экономической политики. Приоритетной целью среди них является формирование на территории Вологодской области трудового потенциала, количественные и качественные характеристики которого позволят содействовать модернизации общества и экономики, как региона, страны, так и мирового сообщества. В результате участия населения в процессе модернизации на территории региона будет сохраняться, создаваться и увеличиваться национальное богатство, использование которого позволит вологжанам иметь достаточный уровень и качество жизни, высокий социально-экономический статус во внешней среде и благоприятный экологический имидж. Таким образом, наличие долгосрочных целей политики будет главным инструментом реализации исторической миссии региона. Под миссией региона понимается формула развития, позволяющая региону поддерживать свой высокий социально-экономический статус во внешнем окружении сегодня и эффективное функционирование в будущем.

Литература
1. Статистический ежегодник Вологодской области, 2000 г. – Вологда: Б.и., 2001;
2. Статистический ежегодник Вологодской области, 2005 г. – Вологда: Б.и., 2007.

References
1. Statistical Yearbook of the Vologda Region, 2000 — Vologda: BI, 2001;
2. Statistical Yearbook of the Vologda Region, 2005 — Vologda: BI, 2007.

Государственное и муниципальное управление, Экономика народонаселения и демография