Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №1 (1), 2005

Эффективное управление муниципальной собственностью

Effective management of municipal property

Авторы


доцент
Россия, Новороссийский политехнический институт Кубанского государственного технологического университета
Levi@mcnip.ru

Аннотация

Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности. Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.

Ключевые слова

эффективность, муниципальное имущество, природопользование, экологическая безопасность

Рекомендуемая ссылка
Леви А.В.
Эффективное управление муниципальной собственностью// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №1 (1). Номер статьи: 102. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/102/
Authors

Levi A.V.
Associate Professor
Russia, Novorossiysk Polytechnic Institute, Kuban State Technological University
Levi@mcnip.ru

Abstract

Project investment in the region, is characterized by continuity and phasing of investments in fixed capital, the creation of innovation, technological and otherwise, set the total investment of regional businesses and infrastructure. Its target oriented project investment is focused on the timely adoption of regulatory measures to streamline the interaction between elements of the investment process and to achieve the necessary efficiency of investment.

Keywords

efficiency, municipal property, natural resources, environment

Suggested Citation
Levi A.V.
Effective management of municipal property. Regional economy and management: electronic scientific journal. №1 (1). Art. #102. Date issued: 2005-03-25. Available at: http://eee-region.ru/article/102/

Print Friendly, PDF & Email

Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Сейчас, не смотря на тотальную приватизацию всего и вся, государство и муниципалитеты остаются крупными собственниками имущества. Вопросы формирования, эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью, поэтому являются весьма актуальными в нынешних экономических условиях.

Экономический механизм управления собственностью города представляет собой ком­плекс законодательных, нормативных, административных актов и экономических действий органов власти, объединенных еди­ной политикой и нацеленных на сбалансированное развитие жизнедеятельности городского сообщества.

Система управления муниципальной недвижимостью имеет свою специфику, определяемую в основном спецификой использования муниципальной недвижимости.

Критерием эффективности использования муниципального имущества может выступать рациональность размещения разнообразных объектов с учетом специфики положения и уровня развития различных районов города, а также сочетания общегородских и местных интересов природопользования, экологической безопасности и т.д.

Выделяют три аспекта, с позиций которых оценивается эффективность использования муниципальной недвижимости: земельный; градостроительный; природоохранный.

С позиций первого аспекта эффективность выражается максимальной суммой собираемых земельных платежей, с позиций второго – созданием пространственных условий развития материальной базы многоотраслевого комплекса города; с позиций третьего – максимальным сохранением ценных природных ландшафтов и обеспечением экологического равновесия, положительно сказывающегося, в конечном итоге, на здоровье населения.

На основании оценки эффективности использования объектов муниципальной недвижимости можно проводить планирование вариантов использования объектов недвижимости (продажа, сдача в аренду, передача в управление, передача в залог, внесение в качестве вклада в уставный капитал создаваемого общества).

Общим основанием для планирования проведения любого из перечисленных мероприятий является определение реальной рыночной стоимости объекта недвижимости. Основным критерием отбора варианта является максимальный доход от реализации того или иного варианта использования объекта недвижимости.

Бюджетная эффективность организаций, использующих го­родское имущество, а также организаций, в уставном капитале которых есть доля муниципалитета, рассчитывается как отношение суммы всех поступлений в бюджет и внебюджетные фонды города за анализируемый период (за вычетом льгот) к стоимости имуще­ства, принадлежащего муниципалитету.

Касаясь вопроса бюджета муниципального образования, необходимо отметить, что неналоговые доходы приобретают все большее значение для местных бюджетов.

В последние несколько лет почти 18 тысяч «квадратов» были проданы. Бюджет получил разовый доход. ДФБК (Департамент по финансам, бюджету и контролю) по Новороссийску рекомендовал ограничить распродажу муниципального имущества и продавать только то имущество, содержание которого для муниципалитета обременительно, это недвижимость не представляющая интерес для муниципалитета, не приносящая ему доход и требующая капитальных затрат на ремонт и содержание.

Договоры аренды заключены на 47 тысяч квадратных метров из 578 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений. Остальную площадь занимают бесплатные постояльцы – 209 муниципальных предприятий и учреждений, а также федеральные структуры.

Некоторые арендаторы нелегально сдают площади, которые им достались бесплатно, в аренду коммерческим организациям. Задача Комитета выявить такие «свободные» площади и сдавать их в аренду. Комитет предлагает извлекать доход в местный бюджет, высвобождая дополнительные площади, которые изымаются у нерентабельных муниципальных предприятий: постановления о ликвидации двух неэффективных МУПов («Такси-Сигнал» и «Комфортные услуги») были подписаны еще в конце прошлого года.

Более 70 тысяч квадратных метров площади муниципальных помещений переданы в безвозмездное пользование федеральным и краевым структурам (часть из которых оказывает платные услуги жителям города). Если перевести их на арендные условия и взимать за квадратный метр арендуемой площади хотя бы по минимальной ставке (21 рубль), то новороссийская казна имела бы ежемесячно до 1,1 миллиона рублей.

Что такое дополнительный бюджетный миллион в месяц? Это уже половина суммы, которая требуется на отселение в будущем году людей из ветхого фонда. Возьмет бюджет эти деньги или не возьмет, решать городской Думе.

Обратимся к цифрам городского бюджета Новороссийска за 2003 год. В то время как налоговые доходы представляют собой величину в 938491 рубль, неналоговые поступления составляют всего лишь 89703 рубля, в том числе арендная плата за землю – 43000 рублей, доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, дивиденды – 38117 рублей в среднем за месяц.

В результате проведенного анализа можно выделить следующие задачи экономического механизма эффективного управления муниципальной собственностью:

  • создание благоприятного экономического климата для функционирования хозяйствующих субъектов;
  • совершенствование экономических условий для развития малого и среднего предпринимательства;
  • финансовое оздоровление хозяйствующих субъектов посредством предоставления ресурсов города и различных льгот;
  • формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики для производственного, технологического и социального развития предприятий, создания конкурентоспособной продукции и услуг;
  • стимулирование прозрачности капиталов и привлечение инвестиций;
  • координация деятельности предприятий, связанных технологическими цепочками;
  • согласование мер государственного протекционизма и поддержки отечественного производителя с требованиями рынка и финансовыми возможностями города;
  • управление долгами и правами требования города как частью нематериальных активов;
  • стимулирование внутренних преобразований на предприятиях и содействие их реструктуризации, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики;
  • использование долей (пакетов акций), находящихся в собственности города, как эффективного средства управления хозяйствующими субъектами и источник доходов города;
  • оптимизация структуры собственности города.

С целью совершенствования экономического механизма управления и распоряжения муниципальной собственностью и повышения эффективности управления в г. Новороссийске была разработана и предложена к реализации Концепция управления муниципальной собственностью, в которой рассмотрены конкретные способы и методы управления различными видами муниципальной собственности. Для оценки долгосрочного эффекта от мероприятий концепции был применен метод оценки текущей доходности стоимости реализации мероприятий. Общий экономический эффект от реализации программы составит 20% от доходной части муниципального бюджета, окупаемость затрат в течение 2 лет.

Итак, контроль над достижением эффективности управления может осуществляться по следующим направлениям:

  • увеличение доходов местного бюджета от использования муниципального имущества;
  • своевременная разработка и принятие соответствующей нормативно-правовой базы;
  • сближение ставок за аренду муниципального имущества и рыночных ставок арендной платы;
  • обеспечение полноты реестра объектов муниципального недвижимого имущества.

Литература:

  1. Положение об управлении муниципальным имуществом г.Новороссийска.
  2. «Концепции управления государственным имуществом и приватизацией в Российской Федерации» , одобрена Постановлением Правительства РФ №1024 от 09.09.99г.
  3. Газета «Новороссийский рабочий» от 18.11 2003г.
  4. Газета «Малая земля» от 4.11.2003г.
  5. Журнал «Вопросы экономики» №4 2003г.

References: 

  1. The position on the management of municipal property of Novorossiisk.
  2. «Concept of state property management and privatization in the Russian Federation», approved by Government Resolution 1024 of 09.09.99g.
  3. The newspaper «Novorossiysk worker» from 18.11 2003.
  4. The newspaper «Small Land» from 4.11.2003g.
  5. The journal «Economic Issues» № 4, 2003.

Государственное и муниципальное управление