Региональная экономика и управление: электронный научный журнал // Номер журнала: №2 (10), 2007

Роль социально-экономической политики в развитии малого предпринимательства в Вологодской области

The role of social and economic policy in the development of small business in the Vologda region

Авторы


кандидат исторических наук, доцент
Вологодский государственный технический университет
bulanov@mail.ru

Аннотация

В статье показана роль единой долговременной социально-экономической политики в развитии малого предпринимательства, которая должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.

Ключевые слова

социально-экономическая политика, экономическая активность, ментальность населения, регион, управление

Рекомендуемая ссылка
Буданов Геннадий Африканович
Роль социально-экономической политики в развитии малого предпринимательства в Вологодской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (10). Номер статьи: 1006. Дата публикации: . Режим доступа: http://eee-region.ru/article/1006/
Authors

Budanov Gennady Afrikanovich
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
Vologda State Technical University
bulanov@mail.ru

Abstract

This paper shows the role of a single long-term socio-economic policies in the development of small businesses, which should be based on the ideology of post-industrial society. The new ideology of the society will change the mentality of the population, which will do business not only for profit, but also to self-realization. The implementation of this policy will allow all sectors of the economy to develop and implement measures aimed at improving human well-being and developing economic activity and creative inclinations in the population.

Keywords

socio-economic policy, economic activity, the mentality of the population, region, management

Suggested Citation
Budanov Gennady Afrikanovich
The role of social and economic policy in the development of small business in the Vologda region. Regional economy and management: electronic scientific journal. №2 (10). Art. #1006. Date issued: 2007-06-25. Available at: http://eee-region.ru/article/1006/

Print Friendly, PDF & Email

Малое предпринимательство – один из важных секторов экономики, особенно в условиях сильной дифференциации социально-экономического развития регионов. Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается в выполняемых им функциях. Основные функции малого предпринимательства подразделяются следующим образом:

1. По социальной значимости:
— малое предпринимательство способствует формированию среднего класса, являющегося гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в регионах;
— сглаживает социальную напряженность, снижает остроту социальных проблем в моногородах в период кризисов градообразующих предприятий.

2. По экономической значимости:
— формирует конкурентные отношения, предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене;
— расширяет производство потребительских товаров и услуг в регионе с использованием местных источников сырья и материалов;
— становится новым источником стабильных поступлений в бюджет региона;
— осуществляет новые проекты.

Управление развитием малого предпринимательства на региональном уровне – это деятельность региональных органов власти, направленная на внешние ресурсы системы малого предпринимательства для перехода данной системы на боле высокий, качественно новый уровень развития, что дает возможность повысить уровень социально-экономического развития региона и качества жизни населения. Однако потенциал малого предпринимательства остается пока нереализованным.
Рассмотрим формирование и результаты социально-экономической политики исполнительной власти Вологодской области – одного из типичных регионов Российской Федерации по развитию малого предпринимательства за годы рыночной трансформации.

Правительством области, как и в других регионах страны, разработана «Стратегия социально-экономического развития Вологодской области на период до 2010 года»[1]. В этом документе отмечается, что для обеспечения стабильного улучшения уровня жизни населения в области предполагается реальное развитие малого и среднего бизнеса. Исполнительная власть области рассчитывает, что, оказывая поддержку малому и среднему предпринимательству, снижая налоговую нагрузку, создавая благоприятные инвестиционные условия, а также эффективную инфраструктуру для его развития, в регионе повысится экономическая активность населения, будет наблюдаться рост реальных доходов и потребительского спроса, привлечение в экономику незадействованных финансовых ресурсов населения.

Насколько оправданы эти надежды исполнительной власти, могут показать результаты развития малого бизнеса за годы рыночной трансформации. Результаты исследования показывают, что в течение последних десяти лет в Вологодской области сформирована система государственной поддержки малого бизнеса. Она базируется на нормах федерального законодательства и законодательства области и реализуется через механизм федеральных и региональных программ и деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Для контроля по выполнению законодательных актов, регулирующих вопросы функционирования малого бизнеса, при Правительстве области создана Межведомственная комиссия по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства.

В 14 районах области созданы Советы предпринимателей, в 16 районах приняты целевые программы поддержки малого бизнеса. Работниками органов региональной исполнительной власти проводятся выездные совещания-семинары по проблемам развития малого бизнеса.

В г. Череповце функционирует Агентство городского развития, через которое реализуются программы «Самозанятость», «Бизнес-инкубатор», «Реструктуризация». В г. Вологде заканчивается создание инновационной структуры «Технопарк», деятельность которого должна оказывать помощь начинающим предпринимателям.

Со стороны Правительства области оказывается имущественная поддержка малому бизнесу, около 80% государственного имущества, сдаваемого в аренду, находится в пользовании субъектов малого бизнеса.

Информационную поддержку бизнесу оказывает Вологодская торгово-промышленная палата и Вологодский Центр научно-технической информации. С 2001 года в области работает межрегиональный маркетинговый центр «Вологда-Москва», который предлагает субъектам малого предпринимательства широкий спектр информационных услуг.

Для улучшения предпринимательского климата Правительством области систематически проводятся различные общественные консультации, в том числе с областным Советом предпринимателей, Ассоциацией промышленников и предпринимателей, Клубом деловых людей и т.д. Положительную роль в общественном признании вклада малого бизнеса играет ежегодный областной конкурс «Вологодский предприниматель года», который проводится с 2002 года.

Однако конечный результат развития малого бизнеса за годы рыночной трансформации показывает, что проводимая исполнительной властью социально-экономическая политика не привела малый бизнес региона к расцвету (см. табл.1).

Таблица 1 — Развитие малого предпринимательства в Вологодской области

Показатели

1997г.

2000г.

2005г.

Число малых предприятий

3834

6017

4794

Среднесписочная численность работников, чел.

56640

64664

62025

Распределение числа малых предприятий пор отраслям экономики, в процентах
Промышленность

17,5

17,4

13,0

Строительство

21,3

16,8

16,8

Торговля, общепит, заготовки

45,7

45,2

36,4

Транспорт и связь

2,7

3,0

5,1

Сельское и лесное хозяйство

3,4

6,3

7,5

Другие отрасли

9,4

11,3

21,2

Источник: по данным Статистического ежегодника Вологодской области[2]

Материалы статистики показывают, что если на начальном этапе рыночной трансформации в области наблюдался рост числа малых предприятий, то за последние пять лет, происходит сокращение их численности. С 2000 по 2005 год происходит сокращение среднесписочной численности работников малых предприятий. А ведь это главный показатель развития малого бизнеса, на основе которого должен формироваться такой структурный элемент современного общества, как средний класс, и решаться такая важная социальная проблема, как безработица.

О развитии предпринимательской деятельности, о ее влиянии на доходы домашних хозяйств можно судить по данным статистических органов о структуре денежных доходов населения. В области доля доходов населения от предпринимательской деятельности, хотя и имеет некоторое колебание, в целом стабилизировалась и составляет около 10%.

С 1991 по 1994 год исполнительная власть региона практически не вмешивалась в развитие малого предпринимательства, но не мешала людям заниматься этой деятельностью. В регионе проводилась политика, направленная на ускорение проведения рыночных реформ, и, как результат такой политики, в области появились доходы домашних хозяйств от предпринимательской деятельности. К 1994 году доля денежных доходов населения от предпринимательской деятельности достигла 11,1%, затем наблюдался спад в получении доходов от предпринимательской деятельности. В 1998 — 1999 годах, когда произошло обесценивание рубля, в регионе отмечалось увеличение доли денежных доходов домашних хозяйств от предпринимательской деятельности. В следующей пятилетке (2000 – 2005г.) развитие предпринимательской деятельности не оказало существенного влияния на изменение доли денежного дохода домашних хозяйств. Можно констатировать, что доля денежных доходов населения от предпринимательской деятельности в общем доходе домашних хозяйств циклически колеблется. Данные статистики об источниках доходов домашних хозяйств позволяют сделать вывод, что разработанные и осуществленные исполнительной властью программы развития малого предпринимательства являются малоэффективными.

Одна из причин неэффективности региональной политики по развитию малого бизнеса может заключаться в том, что чиновники, ее разрабатывающие и осуществляющие не имеют стандартов позволяющих измерить результаты развития этого сектора. Поэтому каждый чиновник, отвечающий за развитие малого бизнеса, задачи по его развитию понимает по своему усмотрению, что приводит к появлению административных барьеров, мешающих развитию малого предпринимательства.

Отрицательное влияние на развитие малого бизнеса оказывает отсутствие подготовленных кадров, способных заниматься предпринимательской деятельностью профессионально. Ни одно высшее учебное заведение в области не имеет пока материальной базы для учебной практики по курсам предпринимательства, поэтому выпускники вузов, молодые специалисты, в большинстве случаев, не являются организаторами малого бизнеса.

Для финансового обеспечения развития малого бизнеса, по нашему мнению, необходимо создание специализированного государственного банка России – банка поддержки предпринимательства, который кредитовал бы только малые и средние предприятия, выдавал бы ссуды под нематериальные активы, представленные лицензиями и патентами. Необходимость учреждения такого специализированного банка назрела давно, поскольку ныне существующие государственные, региональные и муниципальные институты поддержки малого бизнеса весьма ограничены в финансовых средствах, в них существует бюрократическая система выделения денежных ресурсов, неспособная заинтересовать бизнес вкладывать финансы в инвестиционные процессы, что в конечном итоге сдерживает развитие малого бизнеса в национальной экономике.

Следует сформировать механизм государственных гарантий, способный осуществить распределение риска между всеми участниками кредитного процесса (малыми предприятиями, кредитными организациями, государством), что будет способствовать не только единению экономических интересов всех агентов хозяйственного процесса, но и утверждению принципа социальной справедливости между участниками договорных отношений.

Вместе с тем, следует признать, что малый бизнес сегодня плохо организован, и тем самым, слабо включен в хозяйственный оборот при своих огромных потенциальных возможностях. Малый бизнес обособлен от кооперативных форм хозяйства, хотя по своей природе он должен быть экономическим партнером данной системы, поскольку в различных своих отраслевых проявлениях у этих структур много общего, что позволяет им координировать производство, сбыт и реализацию производимой продукции. Опыт развития промысловой кооперации в царской России и в Советском Союзе до 1956 года, подтверждает необходимость развития кооперации среди малого предпринимательства.

По нашему мнению, это происходит потому, что в этих программах невозможно учесть такие важные показатели как предпринимательские способности человека, его саморазвитие и здоровье. Предпринимательская деятельность предполагает саморазвитие здоровой личности. Показателями саморазвития личности служат доступность образования, свобода творческой и предпринимательской деятельности, отсутствие цензур, разнообразие возможностей приложения труда, свобода перемещения и сообщения и т.д. Показателями здоровья человека являются обеспеченность доступа населения к чистой питьевой воде и продуктам питания, количество времени, свободного от работы и домашнего хозяйства, возможность активного отдыха и т.д. Но если эти качества не развиваются, то трудно рассчитывать на бурное развитие предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что развитие предпринимательской деятельности зависит не только от специальных правительственных программ по поддержке малого предпринимательства, но и от наличия долговременной региональной социально-экономической политики, которую должна разработать региональная власть и которую добровольно поддержат и разовьют экономические агенты и население области.

Мы считаем, что единая долговременная социально-экономическая политика должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.

Библиографический список:

  1. Региональная стратегия экономического роста – 2015. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2005.
  2. Статистический ежегодник Вологодской области, 2005 г. – Вологда: Б.и., 2007.

References

  1. The regional strategy for economic growth — 2015. — Vologda: VNKTS CEMI, 2005.
  2. Statistical Yearbook of the Vologda Region, 2005 — Vologda: BI, 2007.

Региональное развитие