Главная страница » Публикации » №2 (10) » Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы)

Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы)

Harmonization of industrial and regional policy at the level of federal subject in the formation of a model of development (problem)

Авторы

Фридман Юрий Абрамович
доктор экономических наук, профессор
Кемеровская лаборатория экономических исследований Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
fridman@mail.ru
Речко Галина Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Кемеровская лаборатория экономических исследований Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
Бияков Олег Анатольевич
доктор экономических наук, профессор
Кузбасский государственный технический университет

Аннотация

Одним из центральных вопросов промышленной политики является вопрос: «на каком уровне следует формулировать и проводить промышленную политику». С одной стороны, существуют серьезные основания полагать, что промышленная политика должна формироваться на федеральном уровне по типу национальных проектов. С другой стороны федеральный центр, особенно в последнее десятилетие, «активно стимулировал» субъекты федерации разрабатывать и реализовывать собственную региональную промышленную политику. Авторы в статье формулируют концептуальный подход к решению этой проблемы.

Ключевые слова

промышленная политика, федеральный уровень, региональный уровень, субъекты федерации, национальные проекты

Финансирование

Статья подготовлена в рамках исследования, выполняемого при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект №07-02-00217а).

Рекомендуемая ссылка

Фридман Юрий Абрамович , Речко Галина Николаевна , Бияков Олег Анатольевич

Согласование промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации при формировании модели его развития (постановка проблемы)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — №2 (10). Номер статьи: 1003. Дата публикации: 25.06.2007. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/1003/

Authors

Fridman Y.A.
Doctor of Economic Sciences, Professor
Kemerovo laboratory for Economic Research Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS
fridman@mail.ru
Rechko G.N.
PhD, Associate Professor
Kemerovo laboratory for Economic Research Institute of Economics and Industrial Engineering of SB RAS
Biyakov O.A.
Doctor of Economic Sciences, Professor
Kuzbass State Technical University

Abstract

One of the key issues of industrial policy is a question "at what level should formulate and implement industrial policy." On the one hand, there are substantial grounds for believing that industrial policy should be formulated at the federal level by the type of national projects. On the other side of the federal center, especially in the last decade, "actively encouraged" the subjects of the federation to develop and implement their own regional industrial policy. The authors of the article formulates a conceptual approach to solving this problem.

Keywords

industrial policy, the federal level, regional level, the subjects of the federation, the national projects

Project finance

This article was prepared as part of the study, performed with the financial support of the Russian Foundation for Humanities (project №07-02-00217a).

Suggested Citation

Fridman Y.A. , Rechko G.N. , Biyakov O.A.

Harmonization of industrial and regional policy at the level of federal subject in the formation of a model of development (problem)// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №2 (10). Art. #1003. Date issued: 25.06.2007. Available at: https://eee-region.ru/article/1003/ 

Print Friendly, PDF & Email

Промышленная политика как один из важнейших институтов рыночной экономики в последние несколько лет после почти абсолютного отрицания (на федеральном уровне) постепенно занимает «своё» место среди инструментов, формирующих экономическую политику. Одним из центральных вопросов промышленной политики является вопрос: «на каком уровне следует формулировать и проводить промышленную политику». С одной стороны, существуют серьезные основания полагать, что промышленная политика должна формироваться на федеральном уровне по типу национальных проектов. С другой стороны федеральный центр, особенно в последнее десятилетие, «активно стимулировал» субъекты федерации разрабатывать и реализовывать собственную региональную промышленную политику.

Основной проблемой реализации промышленной политики вообще и региональной в частности является проблема согласования интересов общества и интересов бизнеса.

Главным инструментом региональной промышленной политики в настоящее время является «договор (соглашение) о принципах взаимодействия». В таких договорах и прописываются интересы власти (инвестиции бизнеса в экологию и безопасность производства, рост оплаты труда и улучшение социального страхования, участие в государственных и региональных проектах) и бизнеса (лоббирование интересов на федеральном уровне – к примеру, регулирование железнодорожных тарифов, структура топливного баланса, строительство портовых терминалов; – предоставление льгот на аренду сельхозугодий при разработке месторождений полезных ископаемых; поддержка при проведении болезненного структурирования бизнеса)[1], [2].

На наш взгляд, такая форма «взаимодействия», весьма эффективная для решения локальных (сиюминутных) проблем, малопродуктивна при разработке стратегии развития регионов, поскольку не обеспечивает системного решения социально-экономических проблем региона.

И не менее важно, что «взаимодействие» федеральной, региональной властей и бизнеса в процессе использования технологических, финансовых, людских и природных ресурсов региона при отсутствии количественных критериев (в договорах они по понятным причинам отсутствуют), описывающих их интересы и условия их согласования, является сдерживающим фактором формирования единого социально-экономического пространства региона. Нередки случаи, когда «власть» подписывает соглашения, а вдогонку упрекает «бизнес» в нечестной игре. И наоборот, довольно часто бизнес ссылается на чрезмерную социальную нагрузку[3], [4].

Нам представляется, что необходимо провести специальное исследование, сфокусированное на развитии методологии:

  • согласования федеральной и региональной промышленной политики;
  • согласования экономической и региональной промышленной политики;
  • согласования интересов бизнеса и власти на региональном уровне.

Концептуальные основы подхода к решению этих проблем представляется возможным сформулировать в следующем виде:
1. Формулирование понятий промышленной и региональной политики на федеральном и субфедеральном уровне.На этом этапе исследования проблемы согласования промышленной и региональной политики (на уровне субъекта федерации) принципиальным является определение ключевых понятий – «промышленная политика», «региональная политика», «региональная промышленная политика» – с учетом специфики новейшего этапа развития. Для этого необходим, во-первых, конструктивный анализ существующих трактовок указанных понятий и устранение методологических неопределённостей; во-вторых, определение понятий объекта и субъекта (промышленной политики, региональной политики, региональной промышленной политики).

2. Измерение и оценка уровня согласованности экономических интересовдля каждого уровня рассмотрения пары «объект-субъект» (в рамках промышленной политики, в рамках региональной политики и региональной промышленной политики). На этом этапе исследований предполагается вычленить экономические процессы (направления взаимодействия), обусловленные взаимосвязями пар «объект–субъект». Эти процессы идентифицируются существующими индикаторами хозяйственной деятельности – три набора статистических показателей (три временных ряда), количественно наиболее полно характеризующих процессы промышленной политики, региональной политики, региональной промышленной политики и адаптированных для целей исследования. Внутри каждого из трех наборов показателей отбираются только те из них, которые характеризуют уровень согласования экономических интересов, и производится интегрированная (нормированная) количественная оценка уровня согласованности экономических интересов субъектов хозяйствования для каждого уровня интересов.

Попытка сформировать сводные характеристики (количественные оценки) как отражение экономических интересов в рамках, соответственно, промышленной политики, региональной политики и региональной промышленной политики означает, по сути, решение задачи «сведения на одну числовую ось разнородных показателей хозяйственной деятельности вне зависимости от единиц измерения последних» (но таким образом, чтобы изменение каждого показателя адекватно отражалось в общей совокупности). Речь, в сущности, идет о формировании и использовании некого динамического критерия, который не привязывает экономическую систему к какому-либо оценочному показателю (группе показателей), а отражает качество состояния системы в каждый момент её движения относительно некоторого идеального состояния, определяемого принятым критерием. Формализация динамического критерия осуществляется через систему показателей функционирования экономики региона и позволяет количественно оценить эффективность использования его потенциала.

3. Построение многомерной модели для измерения и оценки уровней согласованности экономических интересов при формировании стратегии развития субъекта федерации.Реализация предыдущих этапов исследования позволяет поставить вопрос «Как соотносятся между собой полученные интегральные оценки экономических интересов в рамках промышленной политики, региональной политики и региональной промышленной политики?».

Моделирование и анализ экономических реалий возможен лишь при наличии неких критериев, которые выступают в роли «точек отсчета» для принятия того или иного решения. Если решается проблема оценки уровня согласованности экономических интересов, то относительно разных «точек отсчета» в пространстве критериев получаем разные количественные оценки уровня согласованности экономических интересов. Как один из наиболее интересных вариантов, в качестве «точки отсчета» можно рассматривать состояние институциональной среды на региональном (субфедеральном) уровне. К примеру, с позиций «социально-ориентированного бизнеса» получаем одну количественную оценку уровня согласованности экономических интересов, по критерию «рентабельности бизнеса» – другую оценку, а по критерию «эффективности социально-экономического развития региона» – третью.

Рабочим инструментарием исследования должна стать многомерная модель, в качестве параметров которой будут выступать полученные интегральные количественные оценки экономических интересов в рамках промышленной политики, региональной политики и региональной промышленной политики. Разработка такой многомерной модели позволит формировать и рассчитывать сценарии социально-экономического развития региона, оценивать результаты развития экономики региона при реализации механизма «согласованной» промышленной и региональной политики на уровне субъекта федерации.

Авторы далеки от мысли, что предлагаемая концепция является исчерпывающей. Более того, вполне естественно, что рассмотренные положения собственно методического подхода нуждаются в развитии как для совершенствования методологической, модельной и информационной базы расчета, так и для доведения их до практики.

Вместе с тем авторы уверены, что предлагаемый методический подход может быть положен в основу разработки научно обоснованного механизма формирования региональной промышленной политики, а также в том, что он позволяет сформулировать (и в какой-то мере оптимизировать) основные мероприятия по развитию экономики региона.

Библиографический список:

  1. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Прокудин И.Ю. Угольный рынок Кузбасса: «игра по правилам» // ЭКО, 2005. – №7.
  2. Фридман Ю., Речко Г. Кузбасская экономическая модель (проверка на прочность) // Вестн. КузГТУ, 2005. – №6.
  3. Хлопонин А. О механизме взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при разработке программ комплексного социально-экономического развития регионов. – Доклад на заседании Госсовета РФ (21.07.2006). – http://www.regnum.ru/news/677442.html
  4. Для нас предпочтительны диверсификация экономики и технологический рост. Интервью с Губернатором Кемеровской области А.Г. Тулеевым. – http://com.sibpress.ru/26.01.2007/macroeconomics/83792/

References

  1. Y. Friedman, rivers, GN, Prokudin IJ Kuzbass coal market, «a game by the rules» / / ECO, 2005. — № 7.
  2. Friedman, J., G. River Kuzbass economic model (test of strength) / / Vestn. KuzGTU, 2005. — № 6.
  3. Khloponin A. On the mechanism of interaction between federal and regional executive authorities when developing a comprehensive program of socio-economic development of regions. — Report of a meeting of the State Council (21.07.2006). — http://www.regnum.ru/news/677442.html

Еще в рубриках

Государственное и муниципальное управление

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *